Решение Верховного Суда РФ от 29.07.2019 N АКПИ19-377 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 июля 2019 г. N АКПИ19-377

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Засеевой Э.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению А., Л., Ю.И., Ю.Л. о признании частично недействующим приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг",

установил:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 43/пр (далее - Приказ) утверждена примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг согласно приложению к Приказу (далее - Форма).

Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 14 мая 2018 г., N 51074, и опубликован 15 мая 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Административные истцы А., Л., Ю.И., Ю.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа в части использования в его наименовании, пункте 1, в наименовании Формы и наименовании Раздела 3 словосочетания "содержание и ремонт жилого помещения", в графе 1 "Виды услуг" - "содержание помещения", а в Разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг" указания на "площадь жилого помещения: кв. м", ссылаясь на то, что указание в платежном документе приведенных терминов приводит к тому, что плату за содержание и ремонт жилого помещения собственникам жилых помещений многоквартирного дома рассчитывают исходя из площади жилого помещения собственника, а не из доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, что не соответствует положениям статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 158, части 1 статьи 162, части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ), постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", предусматривающим, что собственник жилого помещения несет бремя содержания общего имущества в части его доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 5-П, согласно которой участники общей долевой собственности обязаны участвовать в уплате платежей за содержание и ремонт общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.

По мнению административных истцов, оспариваемые положения допускают произвольное регулирование вопросов внесения платы за жилищно-коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, что свидетельствует о превышении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) своих полномочий и нарушает жилищные права и законные интересы граждан - собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Начисляя суммы за содержание и ремонт общего имущества исходя из площади жилого помещения, а не площади доли в праве на общее имущество многоквартирного дома, управляющая организация получает неосновательное обогащение.

Административные истцы Л., Ю.И. и Ю.Л., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Их представитель - административный истец А. поддержала заявленное требование.

В письменных возражениях на административный иск административный ответчик Минстрой России и заинтересованное лицо Минюст России указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан полномочным органом, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав административных истцов.

В судебном заседании представитель Минстроя России П. и представитель Минюста России К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении требования.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 1, подпунктом 5.2.53 пункта 5 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Форму, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан компетентным органом государственной власти с соблюдением порядка введения его в действие.

В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Частью 1 статьи 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе) (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).

Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354), в платежном документе указываются: а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах); г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг; г(1)) размер повышающего коэффициента, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента; д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг; е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения); ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи с: пользованием жилым помещением временно проживающими потребителями; предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; временным отсутствием потребителя в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета; уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, иными основаниями; з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды; и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю; к(1)) штриховые коды, предусмотренные ГОСТ Р 56042-2014 (при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, а также при непосредственном управлении многоквартирным домом решения об отказе от указания в платежном документе штриховых кодов, предусмотренных ГОСТ Р 56042-2014, такие штриховые коды в платежном документе не указываются); л) другие сведения, подлежащие в соответствии с Правилами N 354, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы. Требования ЖК РФ и Правил N 354 носят императивный характер и обязательны к исполнению.

Объем информации, установленный Правилами N 354, отражен в Форме, утвержденной Приказом.

Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).

В графах 1 и 2 Раздела 3 Формы "Содержание помещения, в том числе коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме" установлены виды услуг и единиц измерения - квадратные метры, необходимые для ее заполнения. При этом Форма содержит все необходимые сведения, предусмотренные жилищным законодательством для включения в состав платы за жилое помещение.

Регламентируя порядок и условия заключения договора управления многоквартирным домом, предписания статьи 162 ЖК РФ устанавливают порядок взаимодействия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и управляющей организации, отсылают регулирование в данной сфере к нормам гражданского законодательства, оставляя определение условий заключения такого договора воле его сторон, которые вправе установить порядок определения размера платы за содержание жилого помещения в зависимости от способа управления многоквартирным домом. Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от способа управления многоквартирным домом, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время его же решением (пункт 4 части 2 статьи 44, части 2 и 3 статьи 161 ЖК РФ).

Часть 1 статьи 135 ЖК РФ определяет правовое положение товарищества собственников жилья в многоквартирном доме и не устанавливает правила определения и расчета платы за жилищно-коммунальные услуги, в том числе, на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Указанные административными истцами нормативные правовые акты, которым, по их мнению, противоречит утвержденная Приказом Форма, не устанавливают порядок и механизм начисления платы за жилое помещение.

Фактически административные истцы не согласны с порядком начисления платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, что не может служить основанием для признания Приказа в оспариваемой части недействующим.

Принимая во внимание, что оспариваемые положения Приказа не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административных истцов, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления А., Л., Ю.И., Ю.Л. о признании частично недействующим приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 января 2018 г. N 43/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА