Технология, утвержденная данным документом, введена в действие с 1 января 2019 года.

6. Претензионный этап

6.1. Претензии о недостаче, повреждении, порче, утрате или хищении груза рассматривает ТЦФТО, расположенный в регионе, в состав которого входит железнодорожная станция назначения перевозимого груза, в соответствии с Правилами предъявления и рассмотрения претензий, СМГС.

6.2. При регистрации специалистами ТЦФТО в ЕАСАПР СФТО претензии по несохранной перевозке грузов в системе ЕАСАПР М автоматически проверяется наличие и результат служебного расследования, проведенного на допретензионном этапе. Одновременно проводится проверка соблюдения порядка их предъявления и обоснованности заявленных требований, полноты прилагаемых к претензионному заявлению документов и их соответствие требованиям Устава, СМГС и Правил предъявления и рассмотрения претензий.

6.3. В случае несоблюдения заявителем претензии требований вышеуказанных документов, принимается решение о ее возвращении без рассмотрения со ссылкой на соответствующие статьи Устава, СМГС и Правил предъявления и рассмотрения претензий. Данное решение оформляется в виде уведомления, с приложением документов, представленных вместе с претензией, и направляется в адрес заявителя претензии в срок, установленный статьей 124 Устава (в течение 30 дней со дня получения претензии), статьей 46 СМГС (в течение 15 дней, но не позднее 180 дней со дня получения претензии). В системе ЕАСАПР М (СФТО) производится соответствующая отметка.

6.4. Если на допретензионном этапе служебное расследование имело статус "Завершено" или "Завершено решением Комиссии", повторное служебное расследование не проводится. Результат служебного расследования принимается за основу при рассмотрении претензии и принятии решения по ее удовлетворению.

6.5. Если служебное расследование имеет статус "Завершено принудительно", "Завершено решением Комиссии с разногласиями", проводится дополнительное расследование, в порядке, аналогичном допретензионному этапу. При этом устанавливаются следующие сроки рассмотрения:

5 календарных дней - для подразделения ОАО "РЖД" ответственного за проведение служебного расследования;

5 календарных дней - для подразделения ОАО "РЖД" и сторонних организаций, привлеченных подразделением ОАО "РЖД", ответственным за проведение служебного расследования;

5 календарных дней - на рассмотрение Дорожной комиссией;

5 календарных дней - на рассмотрение Комиссией ЦФТО;

6 календарных дней - на рассмотрение Комиссией ОАО "РЖД".

6.6. В случае согласования (признания) ответственности подразделением ОАО "РЖД" за несохранную перевозку, служебное расследование в ЕАСАПР М переходит в статус "Завершено".

6.7. Если подразделение ОАО "РЖД", проводившее служебное расследование по несохранной перевозке, установит ответственность иного подразделения, служебное расследование передается в пределах установленного срока на расследование и согласование этому подразделению. При согласовании ответственности по рассматриваемой несохранной перевозке этим подразделением, служебное расследование по ней приобретает статус "Завершено", при отказе - передается на рассмотрение Дорожной комиссии в сроки, установленные пунктом 6.5 настоящей Технологии.

6.8. Если служебное расследование имеет статус "Завершено принудительно" дальнейшее рассмотрение по такому делу должно быть проведено на заседании Дорожной комиссии в сроки, установленные пунктом 6.5 настоящей Технологии. Решение Дорожной комиссии оформляется протоколом и регистрируется в ЕАСАПР М работниками ответственного ТЦФТО. Расследование переходит в статус "Завершено решением Комиссии". На основании принятого Дорожной комиссией решения подготавливается ответ на претензию.

Если служебное расследование Дорожной комиссии имеет статус "Завершено решением Комиссии с разногласиями", дальнейшее расследование проводится Комиссией ЦФТО в сроки, установленные пунктом 6.5 настоящей Технологии. При этом несохранная перевозка идентифицируется по признаку "На рассмотрении", служебное расследование по ней переходит в статус "На решение комиссии". На основании принятого Комиссией ЦФТО решения подготавливается ответ на претензию.

6.9. При наличии разногласий по вопросам отнесения ответственности на подразделения ОАО "РЖД", материалы по неурегулированным вопросам выносятся на рассмотрение Рабочей группы по решению спорных вопросов, возникающих между территориальными подразделениями филиалов, иными структурными подразделениями ОАО "РЖД", а также дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД" в процессе осуществления перевозок грузов, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 11.10.2010 N 2110р "Об утверждении типового положения о рабочей группе по решению спорных вопросов, возникающих между территориальными подразделениями филиалов, иными структурными подразделениями ОАО "РЖД", а также дочерними и зависимыми обществами ОАО "РЖД" в процессе осуществления перевозок грузов". На основании принятого Рабочей группой решения подготавливается ответ на претензию.

6.10. По отправкам (вагонам, контейнерам), по которым на момент предъявления претензии служебное расследование на допретензионном этапе не проводилось (в случае отсутствия коммерческого акта в системе ЕАСАПР М), порядок действий и сроки аналогичен приведенному в пункте 4.9 настоящей Технологии.

6.11. Независимо от результатов и сроков выполнения служебного расследования и рассмотрения в соответствующих комиссиях при наличии разногласий ответ заявителю претензии должен быть направлен в 30-дневный срок, установленный статьей 124 Устава (для внутрироссийских перевозок), в 180-дневный срок, установленный статьей 46 СМГС (для международных перевозок), на основании оценки: требований нормативных документов (Устав, СМГС, Правил и т.д.), а также документов, оформленных при выявлении несохранной перевозки, при выдаче груза, документов, приложенных к претензии.

6.12. При полном или частичном удовлетворении претензии, в системе ЕАСАПР формируется учетная форма ФДУ-22, состоящая из 3 листов:

лист 1 - "извещение" (Приложение N 4 к настоящей Технологии) - направляется заказным письмом заявителю претензии;

лист 2 - "приказ" (Приложение N 5 к настоящей Технологии) - в течение 3-х рабочих дней передается через блок финансов и экономики) в ОЦОР для формирования платежного документа в системе ЕК АСУФР, согласно которому производится оплата;

лист 3 - "корешок приказа" (Приложение N 6 к настоящей Технологии), остается в делах ТЦФТОМЮ.

Формы ФДУ-22 подписываются начальником ТЦФТО или лицом, исполняющим его обязанности, и начальником отдела актово-претензионной работы.

6.13. В случае частичного удовлетворения претензии к извещению прикладываются претензионные документы для их возврата заявителю, копии материалов остаются в ТЦФТО дороги выплаты, рассмотревшей претензию.

При удовлетворении претензии в полном объеме претензионные документы вместе с корешком приказа хранятся в делах ТЦФТО дороги выплаты, рассмотревшей претензию, в течение 5-ти лет.