Технология, утвержденная данным документом, введена в действие с 1 января 2019 года.

4. Допретензионный этап

4.1. Реестр составленных коммерческих актов в системе ЕСАПР М используется ТЦФТО дороги составления для проведения служебного расследования.

4.2. По каждому составленному коммерческому акту формируется электронное дело. Для наполнения электронного дела материалами система ЕАСАПР М автоматически запрашивает смежные автоматизированные системы для получения следующих данных:

сведения перевозочного документа (по данным АС ЭТРАН) при перевозке с использованием ЭЦП;

коммерческий акт (по данным ЕАСАПР М);

акты общей формы (ГУ-23) (по данным ЕАСАПР М);

оперативные донесения;

памятка приемосдатчика;

вагонный лист;

результаты контрольной перевески вагонов;

технический паспорт вагонных весов;

документ, подтверждающий поверку весов;

акт о техническом состоянии вагона, контейнера (ГУ-106);

сведения о проследовании вагона/контейнера (по данным АСОУП);

сведения о вагоне (по данным АБД ПВ);

сведения о контейнере (по данным АБД ПК);

акт о повреждении вагона (контейнера) формы ВУ-25 (ВУ-25к) (в случае повреждения вагона (контейнера);

снимки АСКО ПВ;

схема НТУ, МТУ, эскиз.

В электронное дело подразделение, оформившее коммерческий акт (ДС, МЧ, МЧУ, ГТС) посредством ЕАСАПР М прикрепляет документы, требуемые для расследования, отсутствующие в информационных системах (в том числе подписанные акты общей формы, коммерческий акт, оперативные донесения, акт экспертизы и т.д.). Срок формирования электронного дела не должен превышать 5-ти рабочих дней с момента составления коммерческого акта.

4.3. ТЦФТО дороги составления проводит служебное расследование, по результатам которого должны быть установлены:

- вид несохранности;

- причина несохранности;

- ответственное подразделение ОАО "РЖД" (при ответственности дороги составления);

- финансовый риск (на допретензионном этапе ориентировочный, предполагаемый);

- группа несохранной перевозки;

- ответственность грузоотправителя или третьих лиц.

4.4. Определение вида и причин несохранности.

Вид несохранности устанавливается из материалов служебного расследования и классифицируется:

- Повреждение - это случаи частичного повреждения или повреждения до исключения возможности приведения в первоначальное состояние грузов вследствие нарушений погрузки, выгрузки, перегруза (ударов при перегрузке, падений с поддонов и со штабелей, наездов на груз транспортных средств, раздавливания груза при превышении допустимой высоты складирования), при крушениях, авариях, пожарах, столкновении и т.д.

- Порча - частичная утрата потребительских свойств груза до исключения возможности его приведения в первоначальное состояние, явившаяся следствием подмочки груза при перевозке и хранении, загрязнения груза, несвоевременной доставки, аварийных происшествий и стихийных бедствий и т.п.

- Утрата - это случаи полного уничтожения груза вследствие аварий крушений, пожаров, полного его разрушения (без возможности последующего восстановления), боя, просыпания, засылки груза не по назначению (без возврата), ошибочной выдачи груза другому грузополучателю (без возможности последующего возврата).

- Недостача груза - это количественное или весовое несоответствие груза данным, указанным в перевозочных документах (без признаков хищения), обусловленные просчетами количества грузовых мест, неправильным определением массы груза, неисправностью весовых приборов, недогрузом части груза (с последующей досылкой), пересортицей, ошибками при оформлении перевозочных документов, нестандартностью и неисправностью тары или упаковки груза.

- Хищение - это частичная или полная недостача груза, если имеются характерные признаки:

- срыв контрольных лент, замков или проволоки на грузовых местах;

- срыв пломб (ЗПУ) на вагонах, контейнерах, на грузовых местах;

- пролом стен, пола, крыши вагона (контейнера), люковых решеток;

- подделка документов, печатей, подписей, а также оттисков пломб, следы скрытого повреждения ЗПУ на дверях вагонов, контейнеров и на грузовых местах;

- наличие признаков хищения груза, перевозимого на открытом подвижном составе (выемки, нарушение тары, транспортной упаковки и т.п.);

- отсутствие отдельных деталей неупакованных грузовых мест, принятых от грузоотправителей, других видов транспорта, без фиксирования некомплектности в сопроводительных документах и т.п.

Определение причин несохранности производится в соответствии с приложением N 2 к настоящей Технологии.

4.5. Установление технологической ответственности подразделений ОАО "РЖД" на допретензионном этапе осуществляется в соответствии с Классификатором по отнесению ответственности за несохранные перевозки (приложение N 3 к настоящей Технологии).

4.6. Финансовый риск по несохранной перевозке определяется исходя из товаросопроводительных документов, экспертизы, справки грузополучателя об ущербе и иной информации.

4.7. Служебное расследование на дороге составления коммерческого акта по факту несохранной перевозки груза проводится в течение 25 рабочих дней с момента формирования электронного дела. Результатом проведенного служебного расследования является полное (частичное) признание ответственности подразделением или полный (частичный) отказ от нее, подтвержденные в пределах 25 рабочих дней соответствующей отметкой в реестре коммерческих актов.

4.8. ТЦФТО дороги составления коммерческого акта является подразделением, ответственным за проведение служебного расследования в границах своей дороги, и регистрирует в ЕАСАПР М результат его проведения, которым является полное (частичное) признание ответственности или полный (частичный) отказ от нее.

4.9. Установление ответственности за проведение служебного расследования проводится в несколько этапов:

- на первом этапе ТЦФТО дороги составления в срок не более 5-ти рабочих дней осуществляется установление железных дорог, на ответственность которых составлен коммерческий акт (далее - ответственный ТЦФТО);

- на втором этапе ответственный ТЦФТО в срок не более 10-ти рабочих дней определяет подразделение (Д, Т, В, ДМ и т.д.), на ответственность которого составлен коммерческий акт;

- на третьем этапе ответственное подразделение в срок не более 10-ти рабочих дней устанавливает железнодорожную станцию, участок МЧ, депо и т.п.

4.10. В случае если ТЦФТО дороги составления по результатам расследования устанавливает ответственность только своей дороги, то проводится расследование в соответствии с п. 4.9 настоящей Технологии (второй и третий этап).

4.11. В случае если ТЦФТО дороги составления по результатам расследования устанавливает ответственность другой дороги, данный коммерческий акт посредством ЕАСАПР М передается на ответственность ТЦФТО этой дороги для проведения дальнейшего служебного расследования.

4.12. В случае установления на третьем этапе ответственным подразделением вины иного подразделения в соответствии с пунктом 4.9 настоящей Технологии, подразделение, в отношении которого была определена ответственность за несохранную перевозку, должно в течение 7 рабочих дней признать эту ответственность или заявить о своем несогласии с выводами расследовавшего подразделения путем регистрации в системе ЕАСАПР М, с прикреплением подтверждающих документов.

4.13. В случае отсутствия отметок в течение 7 рабочих дней ответственных подразделений в ЕАСАПР М о результатах служебного расследования (о согласии или отказе от ответственности или отметок о наличии возражений по расследуемой несохранной перевозке), служебное расследование по подразделению автоматически переходит в статус "Завершено принудительно".

4.14. Если ответственность подразделения установлена и признана в полном объеме, служебное расследование приобретает статус "Завершено".

4.15. При несоблюдении сроков (25 и 7 рабочих дней в зависимости от этапа) на рассмотрение, ответственность автоматически относится на подразделение, не обеспечившее проведение служебного расследования в установленном порядке. Расследование в данном случае приобретает статус "Завершено принудительно", о чем делается отметка в реестре коммерческих актов.

4.16. При установлении служебным расследованием отсутствия вины ОАО "РЖД" в случае несохранной перевозки (хищение груза, пожар, авария, крушение и т.п.), что подтверждается обосновывающими документами, дело на дальнейшее служебное расследование не передается и закрывается ТЦФТО. При этом служебное расследование приобретает статус "Завершено".

4.17. При установлении ответственности третьих лиц, не имеющих подключения к ЕАСАПР М, ТЦФТО ответственной дороги направляет материалы служебного расследования нарочным в их адрес почтовой корреспонденцией или иным способом, позволяющим идентифицировать дату и способ отправки (например, письмом с уведомлением о вручении).