Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) (далее - Россотрудничество) внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит агентства является деятельностью по формированию и предоставлению независимой и объективной информации о результатах исполнения бюджетных полномочий Россотрудничеством, направленной на повышение качества выполнения внутренних бюджетных процедур.

3. Целями внутреннего финансового аудита являются:

3.1. оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

3.2. подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

3.3. подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

4. Внутренний финансовый аудит в Россотрудничестве осуществляется на основе функциональной независимости федеральными государственными гражданскими служащими, занимающими должности федеральной государственной гражданской службы в отделе внутреннего финансового аудита Финансового управления Россотрудничества, и заместителем начальника Финансового управления Россотрудничества, осуществляющим в соответствии с должностными обязанностями координацию деятельности отдела внутреннего финансового аудита Финансового управления Россотрудничества (далее - уполномоченный заместитель начальника Финансового управления Россотрудничества), которые наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита).

5. Субъект аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю Россотрудничества.

6. Ответственность за организацию и осуществление внутреннего финансового аудита несет руководитель Россотрудничества, который при организации внутреннего финансового аудита обязан исключать участие субъектов аудита в организации и выполнении внутренних бюджетных процедур.

7. Деятельность субъектов аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

8. Объектами внутреннего финансового аудита Россотрудничества являются структурные подразделения центрального аппарата агентства и представительства (представители) агентства за пределами Российской Федерации, составляющие загранаппарат Россотрудничества (далее - объекты аудита).

9. В рамках осуществления внутреннего финансового аудита:

9.1. оценивается надежность внутреннего финансового контроля;

9.2. подтверждаются законность выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективность использования бюджетных средств;

9.3. подтверждается соответствие учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

9.4. оценивается эффективность применения объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур;

9.5. подтверждается наличие прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

9.6. подтверждаются законность и полнота формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения должностных лиц правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

9.7. подтверждается достоверность данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета и включаемых в бюджетную отчетность.

10. Аудиторские проверки подразделяются на:

10.1. камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

10.2. выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

10.3. комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъектов аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

11. Должностные лица субъекта аудита при проведении аудиторских проверок имеют право:

11.1. запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля, письменные заявления и объяснения от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

11.2. посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

11.3. привлекать независимых экспертов.

12. Субъект аудита вправе осуществлять подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Россотрудничества, направляемых в Министерство финансов Российской Федерации в целях составления и рассмотрения проекта бюджета. Подготовка указанных заключений осуществляется на основании приказа руководителя Россотрудничества в порядке, аналогичном порядку проведения аудиторской проверки и оформления ее результатов, а также составления и представления отчетности о результатах внутреннего финансового аудита, установленных настоящим Положением.

13. Субъект аудита обязан:

13.1. соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

13.2. проводить аудиторские проверки в соответствии с программами аудиторских проверок, в том числе аудиторскую проверку достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Россотрудничеством, с применением в соответствии с пунктами 14 - 22 настоящего Положения основанного на оценке бюджетных рисков подхода по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита, а также аудиторскую проверку соблюдения Россотрудничеством порядка формирования сводной бюджетной отчетности;

13.3. знакомить руководителя или иное уполномоченное должностное лицо объекта аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок;

13.4. не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц субъекта аудита, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

14. В ходе аудиторской проверки достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной Россотрудничеством, субъект аудита применяет основанный на оценке бюджетных рисков подход по определению проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений.

15. Процесс определения проверяемых данных и используемых в отношении них методов аудита включает следующие этапы:

15.1. осуществление оценки рисков искажения бюджетной отчетности;

15.2. определение подлежащих проверке показателей бюджетной отчетности, применяемых к ним соответствующих методов аудита, а также объема выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности.

16. Оценка риска искажения бюджетной отчетности осуществляется в отношении каждого показателя бюджетной отчетности по следующим критериям:

16.1. существенность ошибки - величина искажения информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также степень влияния на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений в случае допущения ошибки (упущения, искажения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации);

16.2. вероятность допущения ошибки - степень возможности неотражения информации по рассматриваемому показателю бюджетной отчетности или ее отражения с нарушением методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

17. Оценка значения критерия "вероятность допущения ошибки" осуществляется с учетом результатов анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) реализации риска искажения бюджетной отчетности, в том числе анализа состояния контроля за ведением бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности.

18. Значение каждого из указанных критериев оценивается как низкое, среднее или высокое:

18.1. риск искажения бюджетной отчетности является высоким (риск существенного искажения бюджетной отчетности), если значение одного из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как высокое;

18.2. риск искажения бюджетной отчетности является низким (риск несущественного искажения бюджетной отчетности), если значение каждого из критериев риска искажения бюджетной отчетности оценивается как низкое;

18.3. риск искажения бюджетной отчетности является средним в случаях остальных сочетаний значений критериев риска искажения бюджетной отчетности.

19. К показателям бюджетной отчетности с рисками существенного искажения бюджетной отчетности применяется комбинация из двух и более таких методов аудита, как инспектирование, пересчет, подтверждение и запрос.

20. К показателям бюджетной отчетности со средними рисками искажения бюджетной отчетности применяются методы аудита по решению руководителя субъекта аудита.

21. К показателям бюджетной отчетности с рисками несущественного искажения бюджетной отчетности в качестве метода аудита применяются аналитические процедуры.

22. По проверяемому показателю бюджетной отчетности объем выборки данных, используемых для подтверждения достоверности информации, содержащейся в бюджетной отчетности, определяется в зависимости от значения риска искажения бюджетной отчетности с учетом методических рекомендаций Министерства финансов Российской Федерации.

23. При проведении аудиторской проверки должны быть получены достаточные надлежащие надежные доказательства. К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

24. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторской проверки:

24.1. документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

24.2. сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

24.3. сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

24.4. перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

24.5. письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объекта аудита;

24.6. копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

24.7. копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.