Введение государственной монополии на лекарственные препараты

В части введения государственной монополии в Российской Федерации на производство и продажу лекарственных препаратов для медицинского применения, а также на рынке оказания медицинских услуг национализация и монополизация указанных рынков может привести к значительному снижению конкуренции среди фармацевтических компаний, производящих лекарственные препараты, а также аптечных организаций, осуществляющих их реализацию. При этом монополизация указанных рынков может оказать негативное влияние на качество выпускаемой продукции, а также способствовать росту цен на лекарственные препараты, снижению ассортиментной и количественной доступности лекарственных препаратов для населения, снижению качества оказываемых медицинских услуг.

Кроме того, введение государственной монополии путем создания государственных аптечных организаций потребует выделения значительных бюджетных средств и повлечет дополнительную нагрузку на бюджеты всех уровней, что в условиях существующей финансово-экономической ситуации и отсутствия четкой определенности в отношении источников финансирования представляется нецелесообразным.

Создание сети государственных аптечных организаций может повлечь прекращение хозяйствующей деятельности большого количества организаций, относящихся к малому бизнесу, что негативно скажется на развитии сектора малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, приведет к сокращению рабочих мест и снижению поступлений налоговых отчислений в бюджет.

В целях недопущения необоснованного роста отпускных цен на социально значимые товары постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется государственное регулирование цен, в том числе в отношении лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП).

Так, согласно пункту 7 Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 865, формирование максимальной отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.

Указанные меры обеспечивают стабилизацию ценовой ситуации на лекарственные препараты первой необходимости, что позволяет обеспечить их доступность при краткосрочных дисбалансах спроса и предложения, имеющих спекулятивный либо форс-мажорный характер.