Введение государственной монополии на алкогольную продукцию

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (статья 8 Конституции Российской Федерации).

Непосредственное участие государства в экономических отношениях ограничивает возможности развития предпринимателей и дестимулирует их деловую активность. В связи с этим Правительство Российской Федерации последовательно реализует меры, направленные на развитие рыночной экономики и конкуренции в Российской Федерации, а также сокращение необоснованного государственного вмешательства в условия функционирования рынков и предоставления преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам.

Согласно статье 7.1 и 7.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" целями создания государственных корпораций и государственных компаний являются осуществление социальных, управленческих или иных общественно полезных функций, оказание государственных и выполнение иных услуг функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления.

Таким образом, введение государственной монополии на продажу алкогольной продукции не соответствует целям создания государственных корпораций и государственных компаний.

При этом введение государственной монополии на продажу алкогольной продукции может привести к ряду негативных социально-экономических последствий, в том числе к прекращению деятельности негосударственных организаций, осуществляющих производство и оборот такой продукции, без компенсации затрат на перепрофилирование производства, установлению монопольно высоких цен.

Кроме того, введение государственной монополии на продажу алкогольной продукции на территории Российской Федерации потребует значительных затрат бюджетов всех уровней, связанных с необходимостью создания соответствующих государственных торговых объектов по продаже такой продукции и/или приобретения государством контрольных пакетов акций организаций.

Вместе с тем, необходимо отметить, что ключевым звеном при производстве алкогольной продукции является сырье - этиловый спирт.

В связи с этим установление полного государственного контроля за производством этилового спирта позволит установить контроль за производством всех видов крепкой алкогольной продукции.

С этой целью Правительством Российской Федерации в 2015 году утверждена Долгосрочная программа развития государственной компании ОАО "Росспиртпром", предполагающая увеличение доли производства спирта обществом до 85 процентов от производимого в Российской Федерации спирта к 2020 году. При этом увеличение доли производства спирта предусмотрено рыночными методами путем покупки спиртовых активов за счет собственных и кредитных средств. На сегодняшний день доля спиртовых активов ОАО "Росспиртпром" составляет 56,2 процента.

Таким образом, производство пищевого этилового спирта в Российской Федерации будет консолидировано ОАО "Росспиртпром".

Акцизное налогообложение является важным источником устойчивого и сбалансированного формирования доходной части государственного бюджета.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также табачная продукция являются подакцизными товарами.

Облагая производителей алкогольной продукции акцизом, государство, с одной стороны, регулирует ее доступность для населения, а, с другой стороны, изымает часть прибыли в доход государства, искусственно снижая традиционно высокую рентабельность такой деятельности. Таким образом, акцизам характерна как фискальная, так и регулирующая функция.

Например, доля акциза в минимальной розничной цене бутылки водки объемом 0,5 литра составляет 105 рублей или более 50%. Так свыше 50% от минимальной розничной цены бутылки водки объемом 0,5 литра поступает в бюджет государства.

Действующий механизм налогообложения позволяет акцизам в полной мере выполнять вышеназванные функции.