Работа с пользователями официальной статистической информации

В соответствии с Законом о статистике федеральное статистическое наблюдение представляет собой сбор первичных статистических и административных данных субъектами официального статистического учета. Сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения путем предоставления этих данных респондентами либо путем опроса респондентов или регистрации соответствующих фактов лицами, привлекаемыми для сбора первичных статистических данных, или специалистами органов государственной статистики.

Цели проведения федерального статистического наблюдения определяются текущими и потенциальными потребностями пользователей официальной статистической информации, заинтересованных в его результатах.

Для определения потребностей в статистической информации Росстат проводит ряд мероприятий по осуществлению обратной связи с пользователями официальной статистической информации:

опрос основных пользователей и федеральных органов власти в рамках подготовки и ежегодной актуализации Федерального плана статистических работ;

проведение заседаний Научно-методологического совета Росстата и его секций, Общественного Совета при Росстате, рабочих групп и комиссий по вопросам проведения статистических наблюдений;

опрос различных групп пользователей;

проведение фокус-групп;

проведение встреч сотрудников Росстата с пользователями или организациями в рамках тематических конференций, семинаров;

анализ запросов пользователей (в том числе поступивших на официальный интернет-сайт Росстата).

В соответствии с непрерывным процессом улучшения качества также учитываются основные неудовлетворенные потребности пользователей и поощряется реализация проектов, направленных на их удовлетворение. Задачи наблюдения и процедуры их выполнения регулярно анализируются и при необходимости пересматриваются, что ведет к улучшению информационного обеспечения проектов. Наибольший объем работы по учету требований пользователей к статистической информации, разрабатываемой Росстатом, выполняется при подготовке и выполнении Федерального плана статистических работ.

Федеральный план статистических работ разрабатывается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти совместно с субъектами официального статистического учета и утверждается Правительством Российской Федерации. Решение об актуализации (о корректировке) Федерального плана статистических работ принимается Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Федеральный план статистических работ содержит перечни субъектов официального статистического учета и выполняемых ими работ по формированию официальной статистической информации с указанием периодичности выполнения каждой работы, уровня агрегирования официальной статистической информации (по Российской Федерации в целом, по субъектам Российской Федерации, по муниципальным образованиям), группировки этой информации согласно классификационным признакам и срокам ее предоставления пользователям официальной статистической информации или распространения.

Формирование Федерального плана статистических работ и подготовка предложений по его актуализации осуществляются на основе рационального выбора источников в целях формирования официальной статистической информации для обеспечения ее полноты, достоверности, научной обоснованности, своевременности предоставления, учета интересов пользователей официальной статистической информации, а также в целях снижения нагрузки на респондентов и исключения дублирования в работе субъектов официального статистического учета.

При включении работ по формированию официальной статистической информации в Федеральный план статистических работ:

сроки предоставления или распространения официальной статистической информации пользователям устанавливаются исходя из сроков предоставления респондентами отчетов по формам федерального статистического наблюдения с учетом возможности формирования показателей, в том числе во взаимоувязке с показателями бухгалтерской отчетности, а также трудоемкости формирования субъектами официального статистического учета официальной статистической информации, необходимой для обеспечения ее полноты и качества;

периодичность выполнения работ и уровень агрегирования официальной статистической информации, группировки этой информации согласно классификационным признакам устанавливаются исходя из потребностей информационного статистического обеспечения социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в Российской Федерации на основе использования общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации с учетом соблюдения принципа конфиденциальности официальной статистической информации в соответствии с действующим законодательством, а также возможности обеспечения репрезентативных данных.

Мониторинг пользователей официальной статистической информации, проводимый Росстатом, включает в себя наблюдение целевых категорий пользователей официальной статистической информации - представителей власти, бизнеса, научно-исследовательских организаций и СМИ - в различных субъектах

Российской Федерации. В результате такого наблюдения Росстат получает данные о потребностях, удовлетворенности и доверии пользователей к официальной статистике; оценки качества статистических данных и их актуальности для пользователей.

Также Росстат проводит обследование удовлетворенности пользователей статистической информацией, предоставляемой Росстатом, и работой Росстата в целом. Обследование проводится путем опроса (анкетирования) профессиональных пользователей официальной статистической информации. Оценка мнений респондентов представляется в виде индексов информированности, вовлеченности, удовлетворенности и понимания деятельности.

Таким образом, Росстат обеспечивает соблюдение трех основных принципов достижения и поддерживания уровня качества, приемлемого для пользователей: знание и понимание их потребностей; вовлечение в принятие решений, связанных с их потребностями; непрерывные поиски улучшения методов и процессов управления качеством.