Нагрузка на респондентов

Федеральное статистическое наблюдение планируется исходя из максимального удовлетворения потребностей пользователей, при этом оно должно учитывать необходимость снижения нагрузки на респондентов по предоставлению статистической отчетности.

В целях реального снижения нагрузки на респондентов в Федеральный план статистических работ включаются работы по формированию официальной статистической информации, как на основе первичных статистических данных, так и административных данных.

При этом особое внимание при подготовке к утверждению форм федерального статистического наблюдения обращается на исключение дублирования первичных статистических данных, собираемых министерствами и ведомствами, более широкое применение метода сбора первичных статистических данных с использованием административных источников вместо прямого метода сбора первичных статистических данных.

В состав мероприятий по снижению нагрузки на респондентов также входят ежегодный пересмотр форм федерального статистического наблюдения и отмена форм, потерявших актуальность. Кроме того, осуществляется оптимизация системы показателей (вопросов) формы федерального статистического наблюдения (вопросника) путем сокращения второстепенных показателей (вопросов), не являющихся определяющими для целей наблюдения при формировании статистической информации.

В соответствии с программой статистического наблюдения и единицами наблюдения для снижения нагрузки на респондентов могут применяться другие методы: координация и ротация выборок.

Большое значение для снижения нагрузки по предоставлению статистической отчетности имеет измерение или оценка нагрузки на респондентов.

Показатели измерения нагрузки на респондентов основываются на времени, необходимом для заполнения формы, и на оценке трудностей, с которыми сталкиваются респонденты при поиске необходимой информации. Эта оценка связана с объемом, сложностью формы или трудностью поиска информации. Чрезмерная продолжительность интервью (или длина формы (вопросника)) может привести к отказу респондента или предоставлению приблизительных и поспешных ответов.

Уровень сложности для респондентов при сборе необходимой статистической информации, в частности, для статистических наблюдений предприятий и учреждений оценивается следующим образом:

уровень сложности считается низким, если информация может быть легко предоставлена респондентом;

уровень сложности является умеренным, если какая-то информация должна быть получена из документов или баз данных;

уровень сложности высокий, если необходимы трудоемкий поиск и (или) предварительная обработка запрашиваемой информации, например, в случае, когда данные относятся к прошлым годам и доступны лишь в архивах, или необходим расчет прогнозных значений показателей.

Время, необходимое для заполнения формы, может быть оценено специалистами Росстата на федеральном или региональном уровне на этапе тестирования формы или в ходе пилотного наблюдения. Затрачиваемое время также может быть измерено на этапе сбора первичных статистических данных, например, можно попросить респондентов или интервьюера указать, сколько времени потребовалось для ответа на вопросы; время может автоматически регистрироваться, если используются методы электронного сбора данных.