Форма федерального статистического наблюдения

Форма федерального статистического наблюдения является формуляром - образцом статистического документа, предназначенным для получения в установленном порядке первичных статистических данных, содержащим вопросы программы наблюдения, место для ответов на них, а также при необходимости реквизиты подписи должностного лица, ответственного за предоставление статистической информации (лица, уполномоченного предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица или от имени гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), и позволяющим осуществлять унификацию процессов сбора и автоматизированной обработки статистической информации.

Сроки и последовательность действий при осуществлении Росстатом полномочий по утверждению форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению при проведении федеральных статистических наблюдений установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой государственной статистики государственной функции "Утверждение форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению и координация деятельности в сфере официального статистического учета при их утверждении", утвержденным приказом Минэкономразвития России от 27 декабря 2010 г. N 685.

При разработке формы федерального статистического наблюдения там, где это возможно, в обязательном порядке используются системы показателей и классификаций, гармонизированные с международными статистическими классификаторами.

Обязательным требованием является обеспечение однозначного понимания респондентами вопросов форм проводимых статистических наблюдений. Порядок заполнения и предоставления респондентами первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения, или порядок заполнения формы интервьюером устанавливается в указаниях по заполнению форм федерального статистического наблюдения. Указания могут утверждаться приказом Росстата и публиковаться отдельным документом; они также могут публиковаться совместно с утвержденной формой федерального статистического наблюдения. Информация, изложенная в указаниях, должна быть понятной и доступной. Дополнительно в форму могут быть включены арифметические и логические контроли. Формы и указания размещаются в открытом доступе в сети "Интернет".

Все формы федерального статистического наблюдения до начала этапа сбора первичных статистических данных должны тестироваться. Это обеспечивает возможность доработки формы перед ее использованием в наблюдении. На предварительных этапах разработки формы для проведения интервью, когда вопросы еще не до конца определены, рекомендуется проводить фокус-группы и когнитивные интервью для оценки восприятия и интерпретации вопросов потенциальными респондентами. Предварительные оценки, такие как неофициальные тесты или обзоры экспертов, могут также помочь выявить основные недостатки в статистическом инструментарии.

Когнитивные интервью, как правило, ориентированы на оценку понимания респондентами вопросов, изложенных в той форме и порядке, как видят их исследователи, и выявление возможности отвечать на них. Многие предварительные испытания по заполнению формы проводятся непосредственно на местах; к ним относятся наблюдения за поведением респондента, интервьюера или обоих с использованием структурированных схем (кодирование поведения). Их цель состоит в том, чтобы понять, справляются ли интервьюеры со своей задачей должным образом, как реагируют респонденты, а также как происходит их взаимодействие. Другие применяемые методы - подведение итогов с респондентами и интервьюерами и интенсивные или последующие повторные интервью.

В ходе текущих федеральных статистических наблюдений должен проводиться специальный анализ, направленный на получение информации о качестве используемого инструментария. В частности, оценки должны проводиться на основе анализа неответов респондентов, частоты выбора альтернативы "затрудняюсь ответить" и других подобных альтернатив вопросов. Кроме того, частота отказов от ответа может быть сигналом о возможных проблемах в форме. Интервьюеры должны быть вовлечены в процесс оценки качества формы, так как они могут предоставить важную обратную связь по этому вопросу.

При разработке электронных версий форм федерального статистического наблюдения используется специальное программное обеспечение, проверяется их функциональность и пригодность.

Электронные версии форм федерального статистического наблюдения, используемые для проведения интервью, позволяют контролировать качество данных непосредственно во время интервью. Например, при наличии в данных недопустимых значений (ошибок ввода), нельзя продолжать интервью, пока они не будут исправлены. Строгость контроля ошибок согласованности зависит от важности переменных, к которым они относятся.