2.6. Рекомендации для органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов

2.6. Рекомендации для органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов.

В качестве мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов, для муниципальных районов и городских округов могут быть предложены следующие:

заключение трехсторонних соглашение с профсоюзами и работодателями о величине минимальной заработной платы на территории муниципалитета;

меры, направленные на легализацию доходов населения и хозяйствующих субъектов;

меры, направленные на улучшение инвестиционного климата территории;

оказание поддержки субъектам предпринимательства;

развитие туризма;

создание и обеспечение деятельности информационно-консультационных центров поддержки предпринимателей.

Одним из наиболее эффективных механизмов, обеспечивающих "обеление" заработной платы и повышение налогооблагаемой базы по НДФЛ, являющемуся основным налоговым доходом местных бюджетов, служит заключение между администрацией муниципального образования, профсоюзами и работодателями, ведущими деятельность на территории муниципалитета, трехстороннего соглашения. Основные обязательства сторон по указанному соглашению заключаются в соблюдении установленного минимального уровня заработной платы на территории муниципального образования.

В обязательном порядке информация о реализации указанных соглашений должна размещаться в средствах массовой информации и открытом доступе на сайте муниципального образования.

Легализация трудоустройства и заработной платы существенно зависит от взаимодействия местных властей и предпринимателей. В городских округах и муниципальных районах необходимо создание межведомственных комиссий по рассмотрению вопросов оплаты труда и снижения неформальной занятости. При формировании указанных комиссий необходимо включение в их состав представителей налоговых органов, органов Пенсионного фонда Российской Федерации, правоохранительных органов, действующих на территории муниципального образования.

Для проведения эффективной работы данных комиссий необходимо формирование подробного плана работы с приглашением хозяйствующих субъектов, которые являются потенциальными нарушителями действующего законодательства.

В качестве критериев по определению потенциальных нарушителей могут быть использованы следующие: уровень заработных плат ниже МРОТ в регионе; предоставление "нулевой" отчетности по налогам и страховым взносам; указание в отчетности численности рабочей силы, значительно отличающейся от средней по отрасли; непредоставление письменных подтверждений о приеме на работу по заявленным вакансиям в Центры занятости населения.

При этом необходимо обязательное размещение в средствах массовой информации и в открытом доступе на сайте муниципального образования информации о деятельности данной комиссии и достигнутых результатах.

На основе проведенного анализа деятельности хозяйствующих на территории муниципального образования субъектов необходимо формирование плана контрольных мероприятий с обязательным участием налоговых и правоохранительных органов.

Кроме того, одним из источников информации о потенциальных нарушителях законодательства в части уклонения от уплаты налогов может служить создание горячей линии или почты доверия по соответствующим вопросам. Полученная посредством указанных каналов связи информация также может служить основанием для проведения в отношении потенциального нарушителя контрольного мероприятия.

Результаты проведенных контрольных мероприятий и информация об их проведении должна быть также размещена в средствах массовой информации и в открытом доступе на сайте муниципального образования.

Деятельность данных комиссий, в целом, совпадает с деятельностью комиссий по вопросам оплаты труда и снижению неформальной занятости, при этом дополнительно к ведению данных комиссий относятся такие вопросы, как решение проблем задолженности налогоплательщиков по налоговым обязательствам; задолженности плательщиков по страховым взносам перед Пенсионным фондом Российской Федерации; задолженности по арендной плате за пользование соответствующими земельными участками и иным муниципальным имуществом.

В качестве отдельной меры, направленной на совершенствование межбюджетных отношений между муниципальным районом и входящими в его состав поселениями, предлагается принятие соответствующих порядков предоставления поощрительных иных межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района в бюджеты поселений в зависимости от динамики поступающих в бюджет муниципального района доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, что будет способствовать повышению заинтересованности органов местного самоуправления поселений к проведению работы по вовлечению неиспользуемых земель в оборот.

Расчет иного межбюджетного трансферта может осуществляться в процентном отношении от поступившей с территории соответствующего поселения дохода от реализации земель, государственная собственность на которые не разграничена. При этом осуществление расчета по указанной методике может осуществляться ежеквартально с последующим предоставлением бюджетам поселений межбюджетных трансфертов.

В качестве наиболее эффективных мер по развитию инвестиционного потенциала органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендуется ознакомиться с применением сформированного Агентством стратегических инициатив (АСИ) "Атласа муниципальных практик", представляющего собой сборник успешных практик, направленных на качественное развитие территорий и улучшение бизнес-среды на муниципальном уровне. "Атлас муниципальных практик" является обобщенным сборником конкретных рекомендаций и практическим руководством для органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, рекомендациями для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в части развития экономического и налогового потенциалов муниципального района (городского округа) можно определить выбор тех практик, которые в наибольшей степени могут оказать положительный эффект для формирования доходной базы местного бюджета; формирование плана мероприятий по реализации выбранных практик с установлением конкретных сроков и ответственных лиц; реализация сформированных планов мероприятий; проведение регулярного мониторинга реализации мероприятий для оперативного внесения необходимых корректировок и решения возникающих проблемных вопросов.

Одним из возможных локомотивов развития потенциалов указанных муниципальных образований является туризм, как событийный, так и тематический. Туризм способствует развитию сфер хозяйства, ему сопутствующих: производства товаров народного потребления, торговли, строительства, транспорта, страхования и др. С каждым годом растет количество отраслей, вовлеченных в туристическую индустрию.

Туризм помогает трудоустроить множество людей, поскольку индустрия туризма образует разветвленную сеть. В этой отрасли труд в основном не механизирован, что позволяет привлекать трудовые ресурсы, направляя их на обслуживание туристов. Кроме того, туризм положительно влияет на экономику муниципалитета, поскольку расходы туристов из других муниципалитетов, регионов и стран представляют собой вклад в экономику принимающей территории.

В этой связи органам местного самоуправления рекомендуется формирование перечня имеющихся на территории муниципалитета туристических объектов и основных достопримечательностей с последующей оценкой необходимости восстановления либо реставрации данных объектов для приведения их в привлекательный для туристов вид.

Кроме того, необходимо определение возможных мест пребывания и питания туристов с последующим выстраиванием туристических маршрутов, ориентированных на различные категории туристов - паломнический туризм, автомобильный, туризм, велосипедный и др.

Сформированная информация должна быть размещена в средствах массовой информации и в общем доступе на информационном сайте муниципального образования. В отдельных случаях, когда туризм является одним из важнейших направлений развития муниципального образования, следует формирование отдельного туристического портала.

Для обеспечения возможности популяризации муниципального образования необходимы организация и проведение конкурса на формирование туристического бренда муниципального образования, а также создание туристического сувенира, характеризующего туристическое позиционирование муниципального образования.

В целях реализации комплекса вышеуказанных мероприятий органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов могут воспользоваться разработанным для них Модельным планом мероприятий, рекомендуемых органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов (приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям).