2.7. Рекомендации для органов местного самоуправления городских и сельских поселений по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов

2.7. Рекомендации для органов местного самоуправления городских и сельских поселений по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов.

Основным инструментом стимулирования роста бюджетных доходов для городских и сельских поселений остается администрирование земельного налога, а также управление муниципальным имуществом. Местными администрациями должна проводиться инвентаризация имущественного комплекса, земель, вноситься уточненные сведения в ЕГРН касательно назначения категории земель и предприниматься другие меры по управлению муниципальным имуществом, направленные на повышение доходного потенциала местных бюджетов, в том числе обеспечение участия субъектов малого предпринимательства в проводимых конкурсах и аукционах по продаже земельных участков, нежилых помещений, передаче в аренду муниципального имущества.

Важным направлением деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований является работа по расширению налоговой базы по НДФЛ посредством выявления и пресечения использования работодателями схем минимизации налогообложения в виде выплаты неучтенной ("теневой") заработной платы, а также выявление и постановка на налоговый учет лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации в налоговых органах.

Как правило, разработка программных документов, регламентирующих деятельность в данном направлении, происходит на уровне федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления муниципального района, однако успешность их реализации на практике в существенной мере зависит от действий органов местного самоуправления поселений.

Среди предпринимаемых мер в различных муниципальных образованиях можно выделить следующие:

уточнение пофамильных списков жителей населенных пунктов, при необходимости, с подворным обходом;

проведение рейдов по выявлению незарегистрированных трудовых отношений в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

проведение разъяснительной работы среди населения, в частности, размещение баннеров, ведение пропаганды "белой заработной платы";

анализ величины заработной платы в разрезе отраслей экономики, выявление организаций, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, ниже МРОТ;

инвентаризация организаций, индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность в определенном перечне отраслей;

взаимодействие местных властей с предпринимателями является важнейшим аспектом деятельности по легализации трудоустройства и заработной платы.

В целях предоставления гражданам возможности получения квитанций на уплату имущественных налогов, подключения к Личному кабинету налогоплательщика, получения консультаций по различным вопросам налогового законодательства, а также в целях повышения собираемости местных налогов органам местного самоуправления поселений рекомендуется формирование совместно с налоговыми органами, местной администрацией муниципального района мобильных офисов для уплаты налогов на территории отдаленных населенных пунктов поселения, в которых отсутствует качественная связь.

Организация работы мобильных офисов необходима в тесном взаимодействии с налоговыми органами. В этой связи необходимо формирование графика работы офиса, позволяющего охватить наибольшую площадь территории муниципального образования и учесть специфику рабочего времени проживающего на территории населения.

Информация о формировании мобильных офисов, а также графике их работы и перемещения по территории муниципального образования должна быть доведена до сведения населения, проживающего на территории муниципалитета. Для таких целей могут быть задействованы местные средства массовой информации. Кроме того, информация может быть размещена на информационных стендах в местах общего сбора населения, магазинах, учреждениях культуры и досуга, остановках общественного транспорта и других.

Важно формирование кадастрового плана территории муниципалитета на основе предоставленного плана от органов кадастрового учета (с обозначением кадастровых кварталов, кадастровых номеров всех земельных участков, с указанием собственников земельных участков). Проведение данной работы необходимо для выявления свободных, документально и на местности незарегистрированных земельных участков.

Сформированный перечень земельных участков должен быть использован для проведения работы по оформлению земельных участков в собственность, предоставление их в аренду, вовлечению в хозяйственный оборот. Реализация данного мероприятия может послужить основой для перспективного увеличения доходов местного бюджета.

Необходим выбор оптимальной категории или вида разрешенного использования (далее - ВРИ) земельных участков, а именно: работа с собственниками земельных участков, перспективных для создания промышленных зон поселения; расширение границ перспективных населенных пунктов; создание зон жилой застройки Ж-2 для перспективной застройки многоквартирными домами.

Для проведения мероприятий по изменению или уточнению ВРИ земельных участков необходимо утверждение правил землепользования и застройки поселения, которые включают в себя определение территориальных зон, порядка застройки и видов использования земельных участков.

Кроме того, рекомендуется проведение мероприятий по инициированию собственников земельных участков к подаче заявлений об изменении ВРИ. Указанные заявления оформляются в форме ходатайства собственника земельного участка с указанием причины изменения ВРИ и приложения правоустанавливающих документов, кадастровой выписки, заключения государственной экологической экспертизы, документов (копии), удостоверяющих личность заявителя.

Для обеспечения процедуры изменения ВРИ в поселении необходимо формирование комиссии по проведению публичных слушаний по вопросам изменения ВРИ правообладателем земельных участков с последующим проведением публичных слушаний по всем вопросам изменения ВРИ.

Решение о разрешении или отказе в изменении ВРИ на основании заключения, вынесенного по итогам слушаний, оформляется постановлением администрации поселения, которое необходимо для дальнейшего внесения изменений о ВРИ в ЕГРН.

Для реализации мероприятий по выявлению незарегистрированных объектов, в том числе индивидуального жилищного строительства, органам местного самоуправления рекомендуется проведение инвентаризации выданных администрацией муниципалитета разрешений на строительство объектов и на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию с последующим проведением подомового (подворового) обхода и выявлением фактически построенных объектов капитального строительства, но не зарегистрированных в установленном порядке.

Целесообразно регулярное представление в органы кадастрового учета выданных разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также проведение работы с застройщиками по обязательной регистрации в установленном порядке завершенных строительством объектов (может применяться, например, проведение бесед с правообладателями таких объектов).

Для проведения мероприятий по выявлению выморочных объектов, бесхозяйного недвижимого имущества необходимо проведение регулярной инвентаризации объектов недвижимого имущества на территории поселения, выявление объектов с признаками выморочного имущества. При этом признаками такого имущества являются: отсутствие наследников по завещанию; отсутствие наследников по закону; отсутствие указания всех наследников (по закону или по завещанию) при отказе от наследства на лицо, в пользу которого такой отказ осуществлен; непринятие имущества наследниками в порядки и в сроки, установленные в ст. 1152 - 1155 ГК РФ.

При выявлении выморочных объектов для обеспечения возможности их дальнейшего использования необходимо проведение процедуры наследования такого имущества муниципальным образованием.

В этой связи по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом необходимо выдавать должностному лицу следующие документы о праве на наследство: заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство; свидетельство о смерти наследодателя или справку об актовой записи о смерти наследодателя; справку о последнем месте жительства наследодателя; устав муниципального образования, свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; паспорт обратившегося к нотариусу лица и документы, подтверждающие его полномочия; правоустанавливающие документы на наследственное имущество, а также документы о стоимости этого имущества на день смерти наследодателя.

Вовлеченные таким образом в муниципальную собственность объекты могут быть включены в программу приватизации муниципального образования.

Для установления экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам необходимо проведение регулярного мониторинга установленных в поселении налоговых ставок и льгот по местным налогам, проведение оценки эффективности установленных налоговых ставок и предоставляемых налоговых льгот по местным налогам в разрезе категорий налогоплательщиков.

По итогам проводимого мониторинга необходимо принятие нормативных правовых актов представительными органами муниципальных образований о повышении ставок местных налогов до максимальных значений, предусмотренных федеральным налоговым законодательством, и (или) об отмене неэффективных налоговых льгот с одновременным проведением разъяснительной работы с населением.

Расширению налоговой базы по земельному налогу с физических и юридических лиц, а также налогу на имущество физических лиц способствует осуществление муниципальными властями муниципального земельного контроля. Основной задачей муниципального земельного контроля, в первую очередь, является выявление нерационально и неэффективно используемых земель, а также обеспечение соблюдения организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель. При этом основной задачей является выявление земельных участков, используемых без документов, с целью привлечения землепользователей к оплате за пользование землей.

В целях решения отдельных локальных проблем и вопросов в поселении могут быть применены механизмы инициативного бюджетирования с привлечением средств местных сообществ.

Инициативное бюджетирование позволяет выявлять и оперативно решать важнейшие социальные проблемы местного уровня, вовлекать население в решение этих проблем и привлекать для этого дополнительные ресурсы. Достигается эта цель за счет вовлечения жителей в процесс принятия бюджетных решений на местном уровне, финансовой и организационной поддержки проектов, выработанных совместно населением и органами местной власти поселения, участия жителей в реализации проектов и мониторинге их реализации.

Для целей привлечения инициативных платежей граждан в поселении необходимо проведение собрания населения, на котором необходимо принятие решений о том проекте, который будет реализован с привлечением средств населения, размере вклада местных жителей в реализацию выбранного проекта. Главное отличие механизма привлечения указанных платежей от предусмотренного механизма самообложения граждан - отсутствие необходимости проведения референдума в поселении для принятия соответствующих решений.

При этом на всех этапах реализации проектов с привлечением средств населения необходимо проведение информационной кампании с подробным освещением хода работ по реализации проекта, хода сбора средств с населения и иных вопросов, связанных с реализацией проектов. Для таких целей могут быть привлечены средства массовой информации, указанная информация может быть размещена на информационных стендах в общественных местах.

В целях реализации комплекса вышеуказанных мероприятий органам местного самоуправления поселений рекомендуется использовать Модельный план мероприятий, рекомендуемых органам местного самоуправления городских и сельских поселений, по реализации мер, способствующих увеличению доходной базы местных бюджетов (приложение 3 к настоящим Методическим рекомендациям).