2.5.5. Меры, связанные с управлением движимым и недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности

2.5.5. Меры, связанные с управлением движимым и недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Органам местного самоуправления рекомендуется осуществить учет муниципального имущества, выявлять муниципальное имущество, подлежащего перепрофилированию либо отчуждению в соответствии с действующим законодательством, разрабатывать программу приватизации муниципального имущества и подготовить муниципальное имущество к приватизации, осуществлять увеличение размера дивидендов по акциям акционерных обществ, которые находятся в муниципальной собственности, в том числе за счет роста чистой прибыли.

Необходимо осуществление контроля за своевременностью внесения арендной платы по договорам аренды муниципального имущества, принятие мер по ликвидации задолженности по арендной плате за указанное имущество, за использование арендаторами земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, согласно заключенным договорам аренды земельных участков.

При этом целесообразно определение экономически обоснованного размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Основными направлениями деятельности муниципальных властей в отношении муниципального имущества являются продажа и сдача в аренду земельных участков и недвижимого имущества. В целях эффективного управления органам местного самоуправления необходимо ведение учета наличия и изменения состава муниципального имущества. С указанной целью необходимо формирование и последующее ведение реестра муниципального имущества. Наиболее эффективным способом ведения реестра муниципального имущества является формирование или использование специализированной информационной системы. Сформированный для этих целей программный комплекс должен позволять:

- обеспечивать комплексный подход к учету земельных и имущественных отношений, что необходимо для объединения в единое информационное пространство всех участников процесса управления имущественными и земельными отношениями;

- вести учет всех взаимосвязей между объектами, субъектами, документами и видами права на пользование объектами;

- возможности поиска и построения аналитических отчетов;

- вести пообъектный учет с возможностью хранения всей истории значений реквизитов каждого объекта;

- осуществлять хранение и просмотр истории всех правовых отношений, возникающих по поводу каждого объекта учета;

- обеспечивать разграничение доступа на внесение, редактирование и просмотр информации для разных категорий пользователей.

Кроме того, одним из направлений повышения эффективности использования муниципального имущества является повышение эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий, для чего необходимо формирование методики оценки эффективности деятельности указанных предприятий и регулярное проведение данной оценки. По итогам проводимого анализа необходимо принятие решений о последующей деятельности предприятия либо о прекращении его деятельности как неэффективного.

Кроме того, отдельные меры для муниципальных образований предусматривают создание институциональных условий для развития инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а также меры, направленные на повышения администрирования доходных поступлений.