VIII. Исключенные виды клиентов (выгодоприобретателей) и договоров

8.1. Вопрос: Если клиент контролируется несколькими компаниями, акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации или на иностранной бирже, и при этом ни одна из таких компаний не имеет более 50% акций (долей) в уставном (складочном) капитале такого клиента, допускается ли в целях применения абзаца 3 пункта 17 Положения для целей оценки контроля суммировать доли нескольких компаний?

Ответ: Нет. В рамках абзаца 3 пункта 17 Положения не допускается суммирование долей нескольких организаций, акции которых обращаются на организованных торгах в Российской Федерации или на иностранной бирже.

8.2. Вопрос: Как соотносятся пункты 17 и 55 Положения? Нужно ли запрашивать информацию о налоговом резидентстве, а также выявлять выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), в отношении лиц, указанных в пункте 17 Положения?

Ответ: Запрашивать информацию о налоговом резидентстве лиц, указанных в пункте 17 Положения, не требуется.

Также, поскольку указанные в пункте 17 Положения лица не рассматриваются в качестве ПНФО, за исключением ОФР, зарегистрированной в иностранном государстве (территории), не включенном в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, размещенный на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", основной доход которой происходит от инвестиций или торговли финансовыми активами и которая управляется иной организацией финансового рынка, то запрашивать информацию о лицах, прямо или косвенно контролирующих такого клиента (выгодоприобретателя), не требуется. Аналогичный подход применяется в отношении лиц, намеревающихся стать клиентами ОФР.

В то же время, если указанные в пункте 17 Положения лица действуют в интересах выгодоприобретателей, то ОФР обязана установить налоговое резидентство таких выгодоприобретателей (пункт 14 Положения).

Налоговое резидентство выгодоприобретателей не устанавливается только в случае, если клиентом ОФР является другая ОФР (за исключением клиента - организации финансового рынка, зарегистрированной в иностранном государстве (территории), не включенном в перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, размещенный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и основной доход которой происходит от инвестиций или торговли финансовыми активами и которая управляется иной организацией финансового рынка) аналогично положениям Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, из которого следует, что "кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов вправе не проводить идентификацию выгодоприобретателя, если клиент является: кредитной организацией; профессиональным участником рынка ценных бумаг; управляющей компанией инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда". Аналогичный подход применяется в отношении лиц, намеревающихся стать клиентами ОФР.

8.3. Вопрос: Необходимо ли предоставлять доверенность или иное подтверждение полномочий представителя ОФР при направлении отчетности в рамках 340-ФЗ и Постановления в электронном виде через Сервис ФНС России?

Ответ: Согласно Рекомендациям к заполнению элемента Форматов 5.02 "Контактные данные лица, уполномоченного представлять сведения от имени организации финансового рынка" полномочия лица, уполномоченного представлять сведения от имени ОФР, подтверждаются его электронной подписью, которая используется при подтверждении достоверности сведений, указанных в отчетности соответствующей ОФР. Представление каких-либо дополнительных подтверждений полномочий представителя ОФР не требуется.

8.4. Вопрос: Необходимо ли включать в отчетность сведения об обособленных подразделениях иностранных юридических лиц? Если да, то каким образом необходимо заполнять соответствующую отчетность? Какие должны быть указаны TIN и адрес: юридического лица или обособленного подразделения?

Ответ: Сведения о клиентах ОФР, которые являются обособленными подразделениями иностранных организаций подлежат отчетности для целей международного автоматического обмена финансовой информацией.

Информация о таких клиентах указывается согласно документам о постановке на учет в Российской Федерации такой действующей через обособленное подразделение иностранной организации. При этом при заполнении элемента Форматов 5.02 "Наименование клиента - юридического лица" необходимо ставить следующую отметку: Permanent establishment.

При заполнении множественного элемента реквизита Форматов 5.02 "Адрес (свободная форма/фиксированная форма)" ОФР указывает все известные ей адреса как самой иностранной организации за рубежом, так и ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

В элементе "Идентификатор клиента - юридического лица" указываются соответствующие данные иностранной организации.

В рассматриваемом случае также необходимо дополнительно заполнить элемент "Российский идентификационный номер налогоплательщика" и элемент "Код причины постановки на учет".

Данная информация указывается с использованием вышеуказанных реквизитов по аналогии.

Более подробно с порядком заполнения указанных элементов можно ознакомиться в Рекомендациях.

8.5. Вопрос: Каковы особенности применения ОФР Перечня исключенных договоров в отношении договоров страхования жизни на случай смерти; договоров страхования на случай утраты трудоспособности и иные договоры страхования, предусматривающие выплаты страховых сумм для покрытия неблагоприятных экономических последствий наступления страхового случая; срочных договоров страхования жизни, срок действия которых истекает до достижения застрахованным лицом возраста 90 лет, при соблюдении условий, определенных Перечнем исключенных договоров?

Ответ: Указанные виды договоров могут быть исключены только в случае, если они предусматривают исключительно такие страховые случаи, которые перечислены в соответствующих пунктах Перечня исключенных договоров, или комбинацию таких страховых случаев.

В случае если договор предусматривает любые дополнительные страховые случаи, которые не перечислены в Перечне исключенных договоров, то такой договор не рассматривается в качестве исключенного, и финансовая информация по нему подлежит представлению в ФНС России.