4. Концептуальные основания использования восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательной деятельности образовательных организаций

Концепция восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (и шире - восстановительного подхода) разрабатывается сегодня в мире как система теоретических представлений и набор способов, процедур и приемов работы, используемых в ситуации преступления, всплеска насилия, конфликта, в обстоятельствах эскалации взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми. Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межличностные отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, что мешает нормальной человеческой жизни. Восстановительное разрешение конфликтов и криминальных ситуаций помогает людям самим исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью ведущих восстановительных технологий помогает реализовать важные для общества ценности: исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этом процессе ближайшего социального окружения участников конфликта.

Восстановительные технологии возникли как ответ на критику современного западного правосудия и формального юридического подхода к конфликтам и криминальным ситуациям. На острие данной критики оказались "приватизация конфликта" системой государственного правосудия, смещение ответственности за решение конфликтов из сообществ людей в руки профессионалов и, как следствие, утрата людьми способности самим искать выход из конфликтных ситуаций. Чем значительнее роль профессионалов правосудия, тем больше они уверены в том, что знают, что именно происходит, что относится к делу, что нет, и как разрешать данную ситуацию.

В итоге, при профессиональном разборе конфликтной или криминальной ситуации ее участники все меньше могут влиять на собственную жизнь, а профессиональные решения в сфере правосудия - иметь отношение к реальным ситуациям людей и сообществ в контексте ценностей общества и развития личности.

Напротив, важнейшей характеристикой восстановительного подхода в правосудии является возвращение способности разрешить конфликт самими его сторонами. Данный подход осуществляется посредством реализации технологий восстановительного правосудия: восстановительной медиации, Кругов сообщества, семейных конференций (советов), восстановительных профилактических программ, проводимых с целью разрешения конфликтных ситуаций, в том числе возникающих на этноконфессиональной почве.

Одним из видов восстановительных технологий являются программы восстановительной медиации.

Под медиацией понимается способ урегулирования споров при содействии беспристрастной третьей стороны (медиатора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Процедура медиации проводится на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

Коммуникация в условиях соблюдения вышеперечисленных принципов предполагает поиск взаимоприемлемых решений в ситуации разности позиций и интересов людей, находящихся в конфликтном взаимодействии.

Представленная выше идеология восстановительного правосудия позволяет дополнить идею классической медиации рядом фундаментальных положений и сформулировать концепцию восстановительной медиации.

Восстановительная медиация - процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает обязательные предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

В отличие от бытового восприятия конфликта, рассматриваемого как нечто, действующее на людей разрушающе, для медиатора конфликт - точка, с которой может начаться диалог сторон, направленный на прояснение их позиций, т.е. - переход от столкновения к взаимопониманию.

В процессе восстановительной медиации происходит:

перевод ситуации от столкновения людей в форме конфликта или криминальной ситуации к обсуждению ее последствий самими участниками конфликта (криминальной ситуации). При этом в случае криминальной ситуации важно опираться на интересы жертв преступления;

определение оснований прошлых и будущих действий участников конфликта или криминальной ситуации (проблем, интересов, потребностей, ценностей, целей) и содействие изменению данных оснований в направлении общественно значимых ценностей. В случае криминальной ситуации необходимо содействовать изменению поведения правонарушителя с целью профилактики будущих преступлений;

Медиатор поддерживает в равной степени все стороны в движении к восстановительным действиям. Кроме того, в криминальной ситуации важное значение приобретает содействие восстановительным действиям участников конфликта (взаимопониманию, извинению, прощению и заглаживанию вреда). В восстановительных программах принятие решений сторонами опирается на их самоопределение: стороны сами вырабатывают и исполняют принятое решение. В некоторых сложных и травматических случаях для этого требуется поддержка социального окружения сторон, социальных работников и психологов.

Основными принципами восстановительной медиации являются:

добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации;

информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях;

нейтральность (беспристрастность и независимость) медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждение или иные виды поощрений, поскольку это может вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.

конфиденциальность процесса медиации. Медиация носит конфиденциальный характер. Медиатор или служба медиации обеспечивает конфиденциальность медиации и защиту от разглашения документов, касающихся процесса медиации. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления. При выявлении этой информации медиатор ставит участников в известность, что данная информация будет разглашена. Медиатор передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию. Медиатор может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу медиаторов и кураторов служб примирения/медиации. При публикации имена участников должны быть изменены;

ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта;

заглаживание вреда обидчиком. В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве;

самостоятельность служб примирения/медиации. Служба примирения/медиации самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.

Службы примирения/медиации в Российский Федерации, реализующие программы восстановительного правосудия, в том числе, опираются на "Стандарты восстановительной медиации", разработанные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году (http://sprc.ru/wp-content/uploads/2012/08/Стандарты-восстановительной-медиации.pdf).

В России существует успешный опыт проведения восстановительной технологии "Семейная конференция" ("Семейный совет"). В результате многих проведенных Семейных конференций родственникам удается при поддержке специалистов изменить ситуацию, восстановить родственные связи и, тем самым, не допустить изъятия его из семьи. Важным здесь является не столько создание правового благополучия несовершеннолетнего, сколько восстановления взаимоотношений родственников для помощи ребенку. Например, формальное восстановление прав ребенка на жилплощадь без контроля и поддержки со стороны взрослых может привести к использованию квартиры в качестве пункта сбора криминальной группировки.

Таким образом, восстановительные технологии становятся актуальным способом воспитательной деятельности в ситуациях нарушенных семейных связей, когда первоочередной задачей семьи становится объединение близких ради социального благополучия ребенка.

Для решения задач работы с сообществами существует восстановительная технология "Круг сообщества", базирующаяся на традиционных для большинства россиян практиках крестьянского общинного правосудия - разрешения групповых конфликтов с включением социального окружения всех конфликтующих сторон, принимающих на себя ответственность за принятое решение и его последующее выполнение. Применение таких технологий урегулирования спорных ситуаций, апеллирующих к исторической памяти разрешения конфликтов "всем миром", становится способом возрождения данных традиций. Не менее важное значение в отношении конфликтов на этноконфессиональной почве приобретает владение сотрудниками образовательных организаций знаниями о национальных, религиозных особенностях участников данных конфликтов.

Восстановительная профилактическая программа - программа помощи в ситуациях, имеющих риск развития (эскалации) конфликта или совершения правонарушения, в рамках которой участники берут на себя ответственность за его/их предотвращение и/или улучшение отношений и реализуются принципы восстановительного правосудия (восстановительной медиации).

В Российской Федерации с 1998 года реализацию программ восстановительного правосудия осуществляют команды и службы примирения, создаваемые в школах, центрах социально-психологической помощи и на базе социально ориентированных некоммерческих организаций при поддержке Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа". В рамках данной работы создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели межведомственного взаимодействия различных структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, куда включаются и службы примирения, развивается инструментарий восстановительных программ.

Развитие восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних осуществляется в том числе при поддержке Всероссийской ассоциации восстановительной медиации посредством формирования региональных сообществ, куда входят представители муниципальных учреждений социальной сферы и сферы образования. Данные группы реализуют восстановительную практику по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних во взаимодействии с судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите прав, образовательными организациями.

Службы примирения/медиации способствуют воспитательному процессу, поскольку становятся каналом трансляции цивилизованных норм взаимоотношений между детьми, а также между детьми и взрослыми. При этом часть детей, участвующих в работе служб (как медиаторы, так и стороны процедуры медиации) сами являются проводниками таких норм, используя их в последующем в ходе разрешения своих собственных конфликтных ситуаций.

Социокультурная функция службы служб примирения/медиации состоит в обеспечении воспроизводства способа и навыка осуществления действия по разрешению конфликтов посредством личностно ориентированной коммуникации. Личностно ориентированная коммуникация побуждает участников размышлять над последствиями своих действий, понимать ситуацию и основания действий других людей и самим принимать решения и осознавать их ценностные основания, что позволяет строить и сохранять конструктивные взаимоотношения в постоянно меняющихся условиях.

Общественно значимая и воспитательная функция служб примирения/медиации состоит в создании оппозиции силовым способам разрешения конфликтов, наказанию и клеймению через организацию программ восстановительной медиации, кругов сообществ и семейных конференций (схема 1). Деятельность служб примирения/медиации можно также использовать как элемент управления конфликтами в работе с подростковыми криминальными группировками.

Классическая и восстановительная медиация отличаются концептуальными основами и технологией проведения процедуры. Выбор в пользу классической или восстановительной медиации, а также конкретного инструмента восстановительной медиации, зависит от типа конфликтной ситуации. В частности, отдельные методы восстановительной практики ("Круги сообщества", "Семейные конференции") будут представлены в соответствующих разделах.