3. Нормативные основы, цель и задачи внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций

Методические рекомендации разработаны во исполнение пункта 31 плана мероприятий по реализации в 2016 - 2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. N 423-р, а также с учетом опыта деятельности по реализации Указа Президента Российской Федерации N 761 от 1 июня 2012 г. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. В данном Указе предусматривается создание и развитие сети служб медиации/примирения в целях реализации восстановительного правосудия, организация школьных служб медиации/примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных организациях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательной организации.

Методические рекомендации опираются на ряд нормативный и правовых актов, определяющих ключевые задачи в системе образования.

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р. Одним из ее механизмов является "развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми".

Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 520-р, в качестве своих ключевых задач предусматривает в том числе:

снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;

укрепление института семьи;

защиту прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;

совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;

а также, в рамках развития единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает "обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях", и "совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся".

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897, в том числе, направлен на формирование российской гражданской идентичности обучающихся; духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся и сохранение их здоровья, определяющий, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

нахождение общего решения и разрешения конфликтов на основе согласования позиций и учета интересов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать, в том числе:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

В качестве организационной основы для реализации процесса интеграции восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций данные Методические рекомендации учитывают:

опыт Межрегиональной общественной организации "Общественный центр "Судебно-правовая реформа" и Всероссийской ассоциации восстановительной медиации по разработке и внедрению программ восстановительного правосудия;

КонсультантПлюс: примечание.

Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2018 N 1837-р в наименовании Концепции развития слова "до 2017" заменены словами "до 2020".

ресурс сети служб примирения/медиации, созданных во исполнение Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р.

Целью внедрения восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций является формирование у подрастающего поколения навыков конструктивного поведения в конфликте как способа профилактики девиантного поведения подростков, преодоления их криминализации; укрепления института семьи посредством включения ее в воспитательный процесс; формирования коммуникативной компетентности детей, педагогов и родителей.

Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

широкого информирования педагогического состава образовательных организаций Российской Федерации о возможностях восстановительных технологий и медиации в воспитательной деятельности;

внедрения восстановительных технологий и медиации в воспитательную деятельность образовательных организаций путем формирования соответствующих компетенций у педагогического состава посредством реализации дополнительных профессиональных программ (повышения квалификации);

использования ресурса школьных служб примирения/медиации для реализации восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательной деятельности образовательных организаций;

регламентации и организации взаимодействия образовательных организаций с территориальными службами примирения/медиации для их привлечения к проведению процедур медиации и программ восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних в рамках воспитательной деятельности.

Концептуальной основой Методических рекомендаций являются Стандарты восстановительной медиации, утвержденные Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации в 2009 году.

Методические рекомендации учитывают положения действующего законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.