Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Утверждено

приказом Федеральной службы

по регулированию алкогольного рынка

от 20 декабря 2017 г. N 426

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ

АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО АУДИТА

1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка (далее - Служба) внутреннего финансового аудита.

2. Внутренний финансовый аудит в Службе осуществляется структурным подразделением центрального аппарата Службы и (или) уполномоченными должностными лицами Службы, наделенными полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - субъект аудита), на основе функциональной независимости.

3. Объектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого Службой, являются структурные подразделения центрального аппарата Службы и ее территориальные органы (далее - объекты аудита).

4. Целями внутреннего финансового аудита являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля, осуществляемого объектами аудита, и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности объектов аудита и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

5. Оценка надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств проводится, в том числе посредством осуществления аудита операций с активами и обязательствами, совершенных объектами аудита, отражения операций с активами и обязательствами в бюджетном учете и бюджетной отчетности объектов аудита.

6. В ходе оценки надежности внутреннего финансового контроля и качества осуществления внутренних бюджетных процедур анализируются результаты контрольных действий в отношении операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), в том числе связанных с коррупционными рисками.

7. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

Плановые проверки осуществляются на основании годового плана внутреннего финансового аудита, утверждаемого приказом Службы (далее - План).

Составление, утверждение, ведение Плана осуществляется в соответствии с Порядком составления, утверждения и ведения годового плана внутреннего финансового аудита (приложение N 1 к настоящему Положению).

Плановые и внеплановые аудиторские проверки проводятся в соответствии с пунктами 16 - 26 настоящего Положения.

8. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов аудита;

на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта аудита, так и по месту нахождения объектов аудита.

9. Аудиторские проверки проводятся группой должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - аудиторская группа), под руководством должностного лица, назначенного приказом Службы о проведении аудиторской проверки ответственным за проведение аудиторской проверки (далее - руководитель аудиторской группы). В состав аудиторской группы помимо работников структурного подразделения центрального аппарата Службы, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, могут включаться работники иных структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Службы, обладающие необходимыми знаниями и навыками.

10. В целях обеспечения принципа независимости аудиторские проверки организует руководитель аудиторской группы, а осуществляют члены аудиторской группы, которые:

не принимают участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении проверяемых внутренних бюджетных процедур объекта аудита в течение проверяемого периода и года, предшествующего проверяемому периоду;

не имеют родства или свойства с руководителем и другими должностными лицами объекта аудита, организующими и выполняющими проверяемые внутренние бюджетные процедуры;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе проведения аудиторской проверки.

11. Руководителем аудиторской группы назначается начальник структурного подразделения или заместитель начальника структурного подразделения центрального аппарата Службы, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

12. В целях обеспечения функциональной независимости члены аудиторской группы на период проведения аудиторской проверки находятся в подчинении руководителя аудиторской группы.

13. Руководитель аудиторской группы при проведении аудиторской проверки имеет право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса (далее - запрос) документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки, в том числе информацию об организации и результатах осуществления внутреннего финансового контроля объектами аудита;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать по согласованию с руководителем Службы независимых экспертов, в том числе в целях подготовки актов и заключений.

14. Запрос направляется объекту аудита с использованием систем электронного документооборота или вручается руководителю (уполномоченному им лицу) объекта аудита под роспись до начала аудиторской проверки либо в ходе проведения аудиторской проверки по мере необходимости уточнения вопросов, касающихся темы аудиторской проверки, но не позднее 3 рабочих дней до окончания срока проведения аудиторской проверки.

Документы, материалы и информация представляются в срок, установленный в запросе, в отсутствие такого срока - в течение 3 рабочих дней со дня запроса, но не позднее срока окончания проведения проверки. Документы, материалы и информация, необходимые для проведения аудиторской проверки, представляются в подлиннике или копиях, заверенных объектами аудита.

По фактам непредставления или несвоевременного представления объектом аудита информации, документов и материалов, запрошенных при проведении аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы составляет акт.

Ответ на запрос может быть направлен объектом аудита в электронной (в том числе с использованием систем электронного документооборота) или письменной форме с приложением необходимых подлинников или копий документов, заверенных объектом аудита.

15. Аудиторская проверка назначается приказом Службы, который утверждается не менее чем за 5 рабочих дней до даты начала аудиторской проверки.

В приказе указывается наименование объекта (объектов) аудита, вид аудиторской проверки (камеральная, выездная, комбинированная), основание проведения аудиторской проверки, руководитель аудиторской группы, состав аудиторской группы, срок проведения аудиторской проверки, срок представления отчета о результатах аудиторской проверки.

16. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем Службы.

При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа, между членами которой распределяются вопросы. Программа аудиторской проверки должна содержать:

тему аудиторской проверки, которая формулируется исходя из целей аудита;

наименование объекта (объектов) аудита;

срок проведения аудиторской проверки;

проверяемый период;

перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки.

17. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от темы аудиторской проверки:

организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой внутренней бюджетной процедуры;

применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;

наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой внутренней бюджетной процедуры.

18. В ходе аудиторской проверки проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля объектом аудита;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

ведения учетной политики, принятой объектом аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

В ходе проведения аудиторских проверок могут быть изучены другие вопросы, касающиеся системы внутреннего финансового контроля, процедур ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, экономности и результативности использования бюджетных средств, определяемые руководителем структурного подразделения центрального аппарата Службы, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, и (или) уполномоченным лицом центрального аппарата Службы, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

19. Аудиторская проверка проводится путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом аудита, либо самостоятельного расчета руководителем аудиторской группы;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

20. Выводы и предложения, сделанные по результатам аудиторской проверки, должны основываться на достаточных надлежащих надежных доказательствах.

К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторской проверки.

21. При проведении аудиторской проверки формируется рабочая документация, то есть документы и иные материалы, подготавливаемые либо получаемые в связи с подготовкой и проведением аудиторской проверки, которая содержит:

документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;

сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;

сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;

перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности объектов аудита, подлежавших изучению в ходе аудиторской проверки;

письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;

копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;

копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения.

22. Члены аудиторской группы при проведении аудиторских проверок обязаны:

соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки;

доводить до сведения руководителя (уполномоченного им лица) объекта аудита программу аудиторской проверки, а также результаты аудиторских проверок.

23. Предельные сроки проведения аудиторских проверок, основания для их приостановления и продления устанавливаются в соответствии с приложением N 2 к настоящему Положению.

24. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки (далее - Акт).

25. Формирование, направление Акта и установление срока его рассмотрения объектом аудита осуществляются согласно приложению N 3 к настоящему Положению.

26. Руководитель аудиторской группы на основании Акта составляет отчет о результатах проведенной аудиторской проверки и представляет его согласно приложению N 4 к настоящему Положению.

27. Рекомендации и предложения аудиторской группы по устранению выявленных нарушений и недостатков обязательны к рассмотрению проверяемым объектом аудита.

28. В случае принятия руководителем Службы решения о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций аудиторской группы руководитель (уполномоченное им лицо) объекта аудита обеспечивает разработку плана в соответствии с рекомендациями субъекта аудита и мониторинг его выполнения.

29. Руководитель структурного подразделения центрального аппарата Службы, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, организует проведение мониторинга выполнения плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, включающий следующие процедуры:

контроль соблюдения сроков направления объектом аудита информации о выполнении плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок, и ее анализ, включая анализ причин невыполнения указанных планов;

оценка действий объектов аудита по устранению выявленных недостатков, совершенствованию внутреннего финансового контроля, в том числе путем проведения аудиторских проверок;

подготовка и представление руководителю Службы доклада о результатах мониторинга плана по устранению недостатков и нарушений, выявленных по результатам аудиторских проверок.

30. Субъект аудита обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления Службой внутреннего финансового аудита и его представление в соответствии с приложением N 5 к настоящему Положению.