См. Обзор за 1 полугодие 2018 года.

Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов

Результаты проведения мероприятий по контролю в отношении

поднадзорных субъектов

В течение 9 месяцев 2017 года отсутствовали проверки, результаты которых были признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

Контрольные мероприятия осуществляются с учетом секторального и территориального охвата. В целях повышения результативности своей деятельности Росфинмониторинг при планировании мероприятий по контролю в отношении поднадзорных субъектов применяет метод риск-ориентированного подхода. В результате такого подхода доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, возбуждены дела об административных правонарушениях (далее - дело об АП), составила 95% от общего числа проведенных проверок:

Сектор, поднадзорный Росфинмониторингу

Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, возбуждены дела об АП, по отношению к числу проведенных проверок

лизинговые компании

93%

операторы по приему платежей

94%

организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

98%

ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества

95%

коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов

67%

Всего:

95%

Профилактические меры принимаются и в рамках административного производства путем вынесения представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Результаты анализа более 300 материалов проверок в части наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований в разрезе видов деятельности организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу, приведены в Приложении N 1.

Продолжает оставаться актуальным вопрос своевременной постановки на учет в Росфинмониторинге организаций и ИП <2>, поскольку в ходе проверок поднадзорных субъектов, несвоевременно вставших на учет и не использующих функционал Личного кабинета, выявляется наибольшее количество нарушений обязательных требований.

--------------------------------

<2> Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного постановлением Правительства N 58 от 27.01.2014.

Одним из наиболее существенных нарушений обязательных требований является нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю <3>, а также операций, имеющих признаки сомнительности <4>.

--------------------------------

<3> Порядок предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, определен пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

<4> Порядок предоставления сведений об операциях, имеющих риск ОД/ФТ, определен п. 2 ст. 6 и п. 3 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Следует отметить, что по состоянию на 30.09.2017 снизилась доля проверок, по результатам которых выявлено непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также имеющих признаки сомнительности (в сравнении с 30.06.2017).

Проведенный анализ показал, что выявленные в ходе проверок нарушения, допускались организациями, ИП не только в связи с несвоевременной постановкой на учет в Росфинмониторинге и неиспользованием возможностей Личного кабинета, но и в связи с недостаточным знанием нормативных правовых актов в сфере ПОД/ФТ, несвоевременным ознакомлением с внесенными в них изменениями, отсутствием прохождения (несвоевременным прохождением) обучения, в том числе в форме целевого инструктажа.

За 9 месяцев 2017 года поднадзорными субъектами обжаловано менее 10% постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга.

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:

- заявитель не относит себя к субъектам Федерального закона N 115-ФЗ;

- заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования - снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение).

По результатам рассмотрения жалоб судебными органами оставлено в силе 60% постановлений по делам об АП, отменено 14% постановлений, в 26% случаев административный штраф заменен на предупреждение или назначен в размере ниже низшего предела.

Основаниями для удовлетворения (частичного удовлетворения) судебными органами обращений заявителей в основном являлись:

- применение положений статьи 4.1.1 КоАП;

- принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений;

- признание правонарушений малозначительными и освобождение лиц, совершивших административное правонарушение, от административной ответственности (статья 2.9 КоАП).