Контрольно-надзорная деятельности Росфинмониторинга ориентирована главным образом на проведение мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ. О результативности проводимой профилактической работы свидетельствует устойчивая тенденция повышения уровня законопослушности поднадзорных субъектов.
Целями проведения профилактических мероприятий являются:
- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
- создание механизмов мотивации добросовестного поведения у подконтрольных субъектов;
- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
В профилактической работе используется широкий набор инструментов и методов:
1. В целях обеспечения информационной доступности на главной странице сайта Росфинмониторинга размещен Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями и индивидуальными предпринимателями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Перечень).
В Перечне указаны структурные единицы нормативных правовых актов и обеспечена возможность направления комментариев и предложений со стороны пользователей в отношении его содержания.
2. В рамках профилактики нарушений обязательных требований и в целях формирования их единообразного понимания проводится разъяснительная работа как через информационные письма, размещаемые на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) (далее - сайт Росфинмониторинга), так и в режиме "горячей линии".
3. Обсуждение проблемных вопросов соблюдения обязательных требований, вопросов, связанных непосредственно с осуществлением контрольно-надзорной деятельности проводится Росфинмониторингом на регулярной основе в рамках встреч, семинаров, конференций, с частным сектором, в том числе с привлечением международных экспертов.
Так, вопросы надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ обсуждались в рамках III Международного семинара "Эффективный надзор как механизм обеспечения прозрачности и стабильности финансовой системы", состоявшегося в сентябре т.г., в котором помимо Росфинмониторинга принимали участие представители надзорных органов Российской Федерации, представители подразделений финансовой разведки и надзорных органов государств - членов ЕАГ и других стран, а также представители частного сектора.
За 9 месяцев 2017 года публичные мероприятия, проводимые Росфинмониторингом, посетило более тысячи представителей субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
Так, на площадке межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному федеральному округу при содействии Сетевого института в сфере ПОД/ФТ (ФГБОУ ВО "ТОГУ") было организовано 18 обучающих мероприятий для субъектов Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, в которых приняли участие более 300 представителей организаций/ИП, целью которых являлось:
- разъяснение обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ;
- предупреждение нарушений обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствовавших возможному их допущению;
- ориентирование на использование функционала Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга (далее - Личный кабинет) для "самообследования" и "самодекларирования".
В Северо-Кавказском федеральном округе проведено 8 семинаров-совещаний, в городах Ставрополь, Пятигорск, Ессентуки (Ставропольский край), Грозный (Чеченская Республика), Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Черкесск (Карачаево-Черкесская Республика), Владикавказ (Республика Северная Осетия - Алания), Махачкала (Республика Дагестан), в которых приняло участие более 200 представителей поднадзорных субъектов. На встречах обсуждались следующие вопросы:
- международные стандарты ФАТФ по ПОД/ФТ, риски и угрозы ОД/ФТ;
- выявление и определение критериев и признаков необычных сделок;
- возможности Личного кабинета и его основной функционал, в том числе постановка на учет, заполнение и направление форм отчетности.
Наиболее актуальными вопросами, которые были подробно рассмотрены в ходе публичных мероприятий, являлись:
- порядок и механизмы выявления бенефициарных владельцев;
- порядок и механизмы выявления публичных должностных лиц;
- вопросы, возникающие при направлении сведений в Росфинмониторинг через Личный кабинет с использованием ЭЦП;
- вопросы работы с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- порядок внесения изменений в формализованные электронные сообщения;
- использование информации, представляемой в Росфинмониторинг по форме ФЭС 3-ФМ.
4. В целях формирования эффективной "обратной связи" с частным сектором по вопросам информационного обмена Росфинмониторингом был создан Совет комплаенс - консультативный орган при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В настоящее время Совет комплаенс объединяет представителей крупнейших финансовых институтов и так называемых установленных нефинансовых предприятий и профессий. Помимо обмена информацией о новых рисках, выработке новых критериев о подозрительных операциях Совет комплаенс занимается вопросами повышения качества СПО, совершенствования информационного обмена. Такого рода адресное взаимодействие с организациями, которые по сути генерируют основной объем информации, позволяет влиять на параметры качества информационного потока.
5. Разъяснительная работа проводится территориальными органами Росфинмониторинга и непосредственно в ходе проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по их устранению.
Предоставление проверяющими предметных разъяснений, связанных с конкретными случаями, а также оперативное реагирование проверяемых субъектов и принятие ими исчерпывающих мер по исправлению ситуации и недопущению ее впредь, показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований, установленных законодательством и повышения уровня законопослушности.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей