См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ)

Создание сети многофункциональных центров предоставления

государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ)

В рамках своей деятельности МФЦ предоставляет для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей государственные и муниципальные услуги органов государственной власти и местного самоуправления. Сеть МФЦ позволяет сделать массовые и социально значимые услуги доступными гражданам не только крупных городов, но и удаленных малонаселенных пунктов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N 747-р утвержден план мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе МФЦ на 2016 - 2018 гг. Реализация мероприятий, рассчитанных на трехлетнюю перспективу, позволит повысить качество предоставления социально значимых государственных услуг в первую очередь за счет сокращения числа обращений граждан в органы власти.

Планом предусматривается совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе отдельных государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов, мониторинг на федеральном уровне качества обслуживания граждан в МФЦ.

В прогнозный период будет продолжена активная работа по разработке проектов федеральных законов, нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы, относящиеся к сфере земельно-имущественных отношений.

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Данным законом установлен ряд концептуальных нововведений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В частности, Законом N 218-ФЗ предусмотрено:

1) создание единого информационного ресурса - Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), объединяющего Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости;

2) внедрение единой учетно-регистрационной процедуры в случае образования и создания объекта недвижимости;

3) экстерриториальность представления заявителями документов (в любой офис независимо от места нахождения недвижимости);

4) осуществление учетно-регистрационных процедур, а также внесение иных сведений в ЕГРН в порядке межведомственного взаимодействия между органами власти и органом регистрации прав (без участия заявителя);

5) особенности регистрации прав в случаях участия нотариусов в отношениях по регистрации прав;

6) повышение ответственности учетно-регистрационной системы, в том числе за внесение недостоверных сведений в ЕГРН, включая установление четких пределов ответственности государственного регистратора прав;

7) сокращение сроков кадастрового учета (до 5 дней) и регистрации прав (до 7 дней).

При этом Закон N 218-ФЗ предусматривает выполнение 30 пунктов Дорожной карты "Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", направленных непосредственно на совершенствование сферы регистрации прав и кадастрового учета.

В целях дальнейшей автоматизации процессов осуществления учетно-регистрационных действий ведется работа над пилотным проектом, предусматривающим внедрение технологии блокчейн.

С учетом анализа реализации положений Закона N 218-ФЗ Минэкономразвития России совместно с Росреестром в настоящее время разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации", направленный на совершенствование действующего законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в связи с правоприменительной практикой. Реализация основных положений данного законопроекта запланирована на 2018 год.

Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета, в том числе обеспечить:

совершенствование правового регулирования вопросов установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков;

совершенствование и упрощение существующего порядка определения правового режима использования земель путем проведения зонирования, а также исключения института категории земель как способа определения разрешенного использования земельных участков;

упрощение порядка оформления земельных участков для размещения некоторых видов линейных объектов, а также на сокращение сроков такого оформления и уменьшения затрат на него путем установления публичных сервитутов;

создание правового режима единого объекта недвижимости с возможностью его налогообложения.

В целях реализации Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" будет продолжена работа по принятию актов национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" подлежат утверждению национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров после их согласования Минэкономразвития России. Указанными актами регламентируются порядок контроля за деятельностью членов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, правила прохождения стажировки физическими лицами в качестве помощников кадастровых инженеров, порядок проведения саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров экспертизы документов для целей обжалования решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и приема экзамена на соответствие требований к кадастровым инженерам.

В целях реализации Концепции развития отрасли геодезии и картографии до 2020 года принят Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2017 г. и предусматривающий создание и обновление единой электронной картографической основы (ЕЭКО) и федерального портала пространственных данных.

В рамках Закона N 431-ФЗ создана правовая основа для эффективного использования пространственных данных. В частности, создаваемая в соответствии с Законом N 431-ФЗ ЕЭКО не содержит сведений, составляющих государственную тайну, и является систематизированной совокупностью пространственных данных о территории Российской Федерации. Сведения ЕЭКО предоставляются органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им государственным и муниципальным учреждениям с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а иным юридическим и физическим лицам с использованием федерального портала пространственных данных. Создание нормативно-правовой базы позволит обеспечить:

упрощение доступа к геодезическим и картографическим материалам, пространственным данным, в том числе путем создания единой электронной картографической основы и федерального портала пространственных данных;

увеличение доли и повышение качества цифровой картографической информации;

увеличение доли геодезических работ, выполняемых с применением спутниковых методов;

создание региональных фондов пространственных данных;

совершенствование системы государственного управления в области геодезии и картографии.