См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Перевозки грузов

В 2016 г. объемы перевозки грузов морским транспортом составили 24,5 млн. тонн (рост 34,2%), коммерческий грузооборот - 42,8 млрд. т-км (рост 7,6%).

Значительное влияние на объем перевозок грузов и грузооборот морского транспорта оказала динамика спроса на услуги по перевозке грузов на мировом фрахтовом рынке, а также рост транспортного обслуживания Крыма и объемов перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути.

Объем перевозок морским транспортом с учетом данных за I полугодие 2017 г. в 2017 г. оценивается на уровне 25,8 млн. тонн (рост 5,0%). Грузооборот также увеличится на 3,0% и составит 44,1 млрд. т-км.

Рост объемов перевозок грузов морским транспортом обусловлен промышленным освоением нефтегазовых месторождений, расположенных на арктическом побережье, обеспечением Республики Крым, а также постепенным ростом внешней торговли. Достигнуто это будет за счет роста перевалки наливных грузов, контейнеров и угля.

Для повышения конкурентоспособности морских портов России необходимо обеспечить строительство новых и модернизацию действующих портовых комплексов, в первую очередь контейнерных терминалов.

Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы существенно не изменится.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.

В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства, строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.

С учетом темпов ВВП в среднесрочной перспективе прогнозируется увеличение перевозок грузов морским транспортом к 2020 г. до 27,2 млн. тонн (10,7% к уровню 2016 г.), а грузооборот - до 45,7 млрд. т-км (6,6% к уровню 2016 г.).

К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ПАО "Совкомфлот", в рамках которой планируются: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию, Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

Продолжается реализация мероприятий Комплексного проекта развития Северного морского пути (Комплексный проект), который предусматривает меры по навигационно-гидрографическому (включая обновление навигационных карт и пособий), аварийно-спасательному и гидрометеорологическому обеспечению плавания судов в акватории Северного морского пути, строительство новых ледокольных судов, развитие морских портов, разработку и строительство морской техники, систем и средств связи и навигации.

Реализация перечисленных мероприятий обеспечит надежность транзитных перевозок и перевозок с мест добычи углеводородного сырья, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации, и высокий уровень защиты морской среды в Арктике.