См. прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

Инвестиции

Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться прежде всего возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.

На морском транспорте инвестиции в 2016 г. составили 60,3 млрд. рублей, в том числе за счет внебюджетных средств - 39,1 млрд. рублей. Объем средств за счет средств федерального бюджета составил 21,2 млрд. рублей.

При сохранении текущих тенденций в экономике объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2020 г. 70,6 млрд. рублей, при ожидаемом уровне 2017 г. в размере 65,6 млрд. рублей.

Планируется увеличение пропускной способности российских морских портов, инвестиционные расходы будут сконцентрированы на развитии портовой инфраструктуры и завершении мероприятий по строительству портов Сабетта и Бронка.

Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следуют через иностранные порты.

Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.

В 2016 г. продолжено гидрографическое исследование трасс Северного морского пути, выполнено техническое обслуживание 258 объектов средств навигационного оборудования, где установлены и действуют 25 комплектов автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов - уровень технической оснащенности трасс Северного морского пути составил 39,5%.

В 2016 г. реализовывался ряд инвестиционных проектов, в результате которых были увеличены производственные мощности российских морских портов на 32 млн. тонн. Среди них - ввод в эксплуатацию второй очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса (ММПК) "Бронка" и арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

Общая численность судов морского транспортного флота под российским флагом в соответствии с данными Системы регистрации судов составила 3866 единиц суммарным дедвейтом около 4,7 млн. тонн.

В Российском международном реестре судов зарегистрировано 1033 судна суммарным дедвейтом более 4,1 млн. тонн. Средний возраст судов, зарегистрированных в РМРС, составил 17 лет.

ПАО "ГТЛК" заключило договоры лизинга на поставку 18 единиц судов российского производства (в том числе сухогрузы и нефтеналивные суда). Строительство судов осуществляется на российских заводах ОАО "Красное Сормово", ООО "Невский ССЗ", ОАО "Окская судоверфь" и ЗАО "Нефтефлот".

Осуществляется программа развития паромной линии на Сахалине по маршруту Ванино - Холмск. В 2016 г. заключен контракт с ПАО "Амурский судостроительный завод" на строительство 2 единиц новых российских паромов для замены существующего парка.

Увеличение пропускной способности российских морских портов обеспечивается комплексом мероприятий по повышению конкурентоспособности морских портов на основе увеличения их мощностей и оптимальной специализации, создания особых портовых зон и логистических центров для переключения российских внешнеторговых грузов с иностранных на российские порты.