III. Классификация систем и элементов ядерной энергетической установки судна

III. Классификация систем и элементов ядерной

энергетической установки судна

31. Системы и элементы ЯЭУ судна различаются:

по назначению;

по влиянию на безопасность.

32. Системы и элементы ЯЭУ судна по назначению разделяются на:

системы и элементы нормальной эксплуатации;

системы и элементы безопасности;

системы и элементы специальных технических средств для управления запроектными авариями.

Системы и элементы безопасности, кроме того, различаются по характеру выполняемых ими функций безопасности.

33. Системы и элементы ЯЭУ судна по влиянию на безопасность разделяются на:

важные для безопасности;

остальные, не влияющие на безопасность.

К системам и элементам, важным для безопасности, относятся:

системы и элементы безопасности;

системы и элементы нормальной эксплуатации, отказ которых приводит к превышению основных пределов доз, допустимых уровней воздействия ионизирующего излучения, предельно допустимых выбросов или допустимых сбросов РВ, либо допустимых уровней радиоактивного загрязнения рабочих помещений судна;

системы и элементы контроля и управления нормальной эксплуатации, входящие в систему управления и защиты, а также другие элементы систем нормальной эксплуатации, непосредственно связанных с реактором, единичный отказ которых нарушает его нормальную эксплуатацию или приводит к отказу систем, предусмотренных для устранения отклонений от нормальной эксплуатации;

системы и элементы, предусматриваемые для управления авариями в течение первых трех суток после возникновения исходного события запроектной аварии;

системы и элементы радиационного контроля.

34. Системы и элементы безопасности по характеру выполняемых ими функций разделяются на:

защитные;

локализующие;

обеспечивающие;

управляющие.

35. По влиянию элементов ЯЭУ на безопасность устанавливаются четыре класса безопасности.

Класс 1. К классу 1 относятся ТВЭЛ и элементы ЯЭУ, отказы которых могут быть исходными событиями аварий, приводящими при проектном функционировании систем безопасности к повреждению ТВЭЛ с превышением максимального проектного предела, выраженного через объемную активность теплоносителя.

Класс 2. К классу 2 относятся следующие элементы ЯЭУ, не вошедшие в класс 1:

элементы, отказы которых являются исходными событиями, приводящими к повреждению ТВЭЛ без превышения максимального проектного предела при проектном функционировании систем безопасности, с учетом нормируемого для проектных аварий количества отказов в указанных системах;

элементы систем безопасности, единичные отказы которых приводят в случае возникновения проектной аварии к нарушению установленных для таких аварий проектных пределов.

Класс 3. К классу 3 относятся элементы ЯЭУ, важные для безопасности, не вошедшие в классы 1 и 2.

Класс 4. К классу 4 относятся элементы нормальной эксплуатации ЯЭУ, не влияющие на безопасность и не вошедшие в классы 1, 2, 3.

Элементы, используемые для управления запроектной аварией, не вошедшие в классы безопасности 1, 2 или 3, также относятся к классу безопасности 4.

36. Если элемент одновременно содержит признаки разных классов безопасности, то он должен быть отнесен к более высокому классу безопасности.

37. Элементы, разделяющие элементы разных классов безопасности, должны быть отнесены к более высокому классу безопасности.

38. Классы безопасности элементов ЯЭУ устанавливаются разработчиками проектов РУ и судна в соответствии с требованиями настоящих Общих положений.

Перечень систем ЯЭУ, важных для безопасности, с указанием элементов классов 1 - 3 безопасности должен быть определен головной конструкторской организацией и представлен в проекте судна.

39. Требования к качеству элементов ЯЭУ, отнесенных к классам безопасности 1, 2 и 3, его обеспечению устанавливаются в нормативных правовых актах и нормативных документах, устанавливающих требования к устройству и эксплуатации элементов ЯЭУ. При этом более высокому классу безопасности должны соответствовать более высокие требования к качеству и его обеспечению, приведенные в указанных документах.

40. Принадлежность элементов к классам безопасности 1, 2 и 3, распространение на них требований нормативных правовых актов и нормативных документов должны обосновываться и указываться в документации на проектирование, конструирование, изготовление систем и элементов ЯЭУ и отражаться в ООБ.

41. Классификационное обозначение отражает принадлежность элемента к классам безопасности 1, 2, 3, 4. Классификационное обозначение дополняется символом, отражающим назначение элемента и (или) характер выполняемых элементом функций:

Н - элемент нормальной эксплуатации;

З - защитный элемент;

Л - локализующий элемент;

О - обеспечивающий элемент;

У - управляющий элемент системы безопасности;

Т - элемент специальных технических средств для управления запроектными авариями.

Если элемент имеет несколько назначений, то все они входят в его обозначение.

Примеры классификационного обозначения:

2Н, 3З, 2НЗ, 3Т.