Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год.

Государственные финансы

Экономическая политика Правительства России, проводимая после кризиса 1998 года, позволила избежать неблагоприятного варианта развития событий и укрепить предпосылки для последовательной стабилизации экономической ситуации в стране.

В текущем году проявились положительные тенденции в динамике налоговых поступлений в бюджет. Устойчиво сокращалась задолженность по выплатам заработной платы и пенсий.

Исполнение федерального бюджета происходило в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных в первую очередь оживлением промышленного производства в связи с расширением экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в текущем году, были перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" федеральный бюджет на 1999 год утвержден по расходам в сумме 575,1 млрд. рублей, или 14,4% ВВП, по доходам - в сумме 473,7 млрд. рублей, или 11,8% ВВП. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1999 год установлен в сумме 101,4 млрд. рублей, или 2,5% объема валового внутреннего продукта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.99 N 477 "Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год" по федеральному бюджету на девять месяцев 1999 года утверждены показатели по расходам в сумме 440,7 млрд. рублей, по доходам - в сумме 329,4 млрд. рублей и по источникам финансирования дефицита федерального бюджета - в сумме 111,3 млрд. рублей.

За девять месяцев 1999 года доходы федерального бюджета составили 387,4 млрд. рублей (117,6% к плану), расходы - 434,3 млрд. рублей (98,5% к плану), дефицит - 46,9 млрд. рублей (42,1% к плану). В текущем году наблюдалась тенденция к росту уровня доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Так, в I квартале он составил 10,8%, во II квартале - 13,5%. При этом уровень доходов федерального бюджета по отношению к ВВП в январе - июне текущего года превысил этот показатель за аналогичный период прошлого года на 1,2 процентного пункта.

Налоговые доходы федерального бюджета составили за девять месяцев 1999 года, по данным Главного управления федерального казначейства Минфина России, 326,0 млрд. рублей, или 81,6% утвержденного годового бюджета. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года их объем увеличился на 171,4 млрд. рублей, а процент выполнения годового задания - на 31,2 процентного пункта.

Превышение фактической величины доходов федерального бюджета над плановой обусловлено поступлением дополнительных сумм налогов, не предусмотренных в бюджетных проектировках, и прежде всего налога на добавленную стоимость (по ставке 20%, предусмотренной налоговым законодательством, против учтенной в бюджете ставки - 15%), и другими причинами. Неналоговые доходы получены в основном за счет поступлений от внешнеэкономической деятельности. Их увеличение в текущем году объясняется в основном повышением экспортных пошлин на нефть, вызванным ростом цен.

Вместе с тем серьезной проблемой в стране по-прежнему остается наличие большого числа налоговых льгот, в большинстве случаев экономически не обоснованных, не способствующих развитию экономики, а лишь сокращающих доходы бюджетной системы. Поскольку налоговые льготы являются скрытой формой бюджетного финансирования, они приводят к нарушению пропорций бюджетных приоритетов.

В целях обеспечения своевременного поступления платежей в бюджеты всех уровней Банк России с июля текущего года к кредитным организациям, не обеспечивающим своевременного перечисления по поручению налогоплательщиков средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и имеющим непрерывно в течение трех и более рабочих дней картотеку, применяет меры воздействия в виде ограничения на осуществление расчетов по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на срок до шести месяцев.

Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета

(в % к ВВП)

(график не приводится)

В период применения данной меры воздействия кредитные организации, а также филиалы кредитных организаций не вправе осуществлять расчеты по поручению юридических лиц в части операций на перечисление средств по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды и принимать к исполнению платежные поручения на проведение указанных операций.

В то же время в истекшем периоде текущего года наблюдалась устойчивая тенденция к росту задолженности по налоговым платежам в федеральный бюджет.

По данным Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, по состоянию на 1 октября 1999 года задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет составила 241,1 млрд. рублей, в том числе недоимка по платежам в федеральный бюджет была равна 224,9 млрд. рублей (93,3%) и сумма отсроченных платежей - 16,2 млрд. рублей (6,7%). Задолженность по налоговым платежам в федеральный бюджет за январь - сентябрь текущего года увеличилась на 81,1 млрд. рублей, при этом сумма недоимки увеличилась на 76 млрд. рублей.

Удельный вес недоимки по налогу на добавленную стоимость в общей сумме недоимки по платежам в федеральный бюджет составил 70,8% (159,1 млрд. рублей), по налогу на прибыль - 15,2% (34,2 млрд. рублей), по акцизам - 10% (22,6 млрд. рублей), по платежам за пользование природными ресурсами - 2,7% (6 млрд. рублей), по остальным налогам и платежам - 1,3% (3 млрд. рублей).

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В ЯНВАРЕ - СЕНТЯБРЕ 1999 ГОДА

┌────────────────────────┬────────────┬─────────────┬────────────┐

│ │Утвержденный│ Фактическое │Справочно: │

│ │ бюджет на │ исполнение │фактическое │

│ │ 1999 г., │ на 01.10.99 │исполнение │

│ │ млрд. руб. ├─────┬───────┤на 01.10.98,│

│ │ │млрд.│в % к │в % к утвер-│

│ │ │ руб.│утверж-│жденному │

│ │ │ │денному│бюджету │

│ │ │ │бюджету│1998 г. │

├────────────────────────┼────────────┼─────┼───────┼────────────┤

│ ДОХОДЫ │ 473,7 │387,4│ 81,8 │ 52,3 │

├────────────────────────┼────────────┼─────┼───────┼────────────┤

│В том числе: │ │ │ │ │

├────────────────────────┼────────────┼─────┼───────┼────────────┤

│Налоговые │ 399,5 │326,0│ 81,6 │ 50,4 │

│Из них: │ │ │ │ │

│- налог на прибыль │ │ │ │ │

│(доход) предприятий и │ │ │ │ │

│организаций │ 36,0 │ 51,0│ 141,7 │ 48,2 │

│- подоходный налог с │ │ │ │ │

│физических лиц │ 25,2 │ 12,0│ 47,6 │ х │

│- налог на добавленную │ │ │ │ │

│стоимость │ 143,7 │140,5│ 97,8 │ 48,2 │

│- акцизы │ 87,1 │ 56,0│ 64,3 │ 43,8 │

│- налоги на внешнюю │ │ │ │ │

│торговлю │ │ │ │ │

│и внешнеэкономические │ │ │ │ │

│операции │ 91,3 │ 56,0│ 61,3 │ 86,8 │

├────────────────────────┼────────────┼─────┼───────┼────────────┤

│Неналоговые │ 33,0 │ 29,0│ 87,9 │ 58,4 │

│Из них: │ │ │ │ │

│- от внешнеэкономической│ │ │ │ │

│деятельности │ 23,3 │ 22,4│ 96,1 │ 123,4 │

│- доходы от имущества, │ │ │ │ │

│находящегося в │ │ │ │ │

│государственной и │ │ │ │ │

│муниципальной │ │ │ │ │

│собственности, или от │ │ │ │ │

│деятельности │ 7,9 │ 3,3│ 41,8 │ 58,9 │

├────────────────────────┼────────────┼─────┼───────┼────────────┤

│ РАСХОДЫ │ 575,1 │434,3│ 75,5 │ 49,8 │

├────────────────────────┼────────────┼─────┼───────┼────────────┤

│Из них: │ │ │ │ │

│- на государственное │ │ │ │ │

│управление и местное │ │ │ │ │

│самоуправление │ 13,7 │ 8,7│ 63,5 │ 47,4 │

│- на национальную │ │ │ │ │

│оборону │ 93,7 │ 71,0│ 75,8 │ 41,1 │

│- на правоохранительную │ │ │ │ │

│деятельность и │ │ │ │ │

│обеспечение безопасности│ 51,3 │ 32,6│ 63,5 │ 45,8 │

│- на промышленность, │ │ │ │ │

│энергетику и │ │ │ │ │

│строительство │ 14,6 │ 8,8│ 60,3 │ 23,5 │

│- на социально - │ │ │ │ │

│культурные мероприятия │ 78,1 │ 57,0│ 73,0 │ 48,5 │

│- на обслуживание │ │ │ │ │

│государственного долга │ 166,8 │117,5│ 70,4 │ 68,5 │

│- финансовая помощь │ │ │ │ │

│бюджетам других уровней │ 43,4 │ 39,0│ 89,9 │ 48,7 │

└────────────────────────┴────────────┴─────┴───────┴────────────┘

ДИНАМИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

--------------------------------

<*> По данным Минфина России.

┌───────────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────────┐

│ │ 01.01.98 │ 01.01.99 │ 01.10.99 │

├───────────────────┼─────┬────────┼─────┬────────┼─────┬────────┤

│ │млрд.│удельный│млрд.│удельный│млрд.│удельный│

│ │руб. │ вес в │руб. │ вес в │руб. │ вес в │

│ │ │ общей │ │ общей │ │ общей │

│ │ │ сумме │ │ сумме │ │ сумме │

│ │ │долга, %│ │долга, %│ │долга, %│

├───────────────────┼─────┼────────┼─────┼────────┼─────┼────────┤

│Государственный │499,6│ 100,0 │750,6│ 100,0 │490,8│ 100,0 │

│внутренний долг - │ │ │ │ │ │ │

│Всего │ │ │ │ │ │ │

│в том числе: │ │ │ │ │ │ │

│ГКО - ОФЗ │ │ │ │ │ │ │

│(с учетом новации) │436,0│ 87,3 │462,7│ 61,6 │429,0│ 87,4 │

│ОГНЗ │ 1,8│ 0,4 │ 2,6│ 0,3 │ 11,6│ 2,4 │

│ОГСЗ │ 13,1│ 2,6 │ 14,6│ 1,9 │ 8,9│ 1,8 │

├───────────────────┼─────┼────────┼─────┼────────┼─────┼────────┤

│Справочно: │ │ │ │ │ │ │

│Государственный │ │ │ │ │ │ │

│внутренний долг │ │ │ │ │ │ │

│без учета задол- │ │ │ │ │ │ │

│женности по │ │ │ │ │ │ │

│внутреннему │ │ │ │ │ │ │

│валютному долгу │499,6│ - │520,9│ - │490,8│ - │

└───────────────────┴─────┴────────┴─────┴────────┴─────┴────────┘

Продолжается работа по реформированию системы исполнения федерального бюджета, разработан проект Концепции единого счета федерального казначейства, реализация которой позволит ускорить прохождение платежей от плательщиков налогов и сборов до бюджетополучателей и поставщиков товаров, работ, услуг этим организациям, сократить количество счетов органов федерального казначейства Минфина России, оперативно управлять средствами федерального бюджета, сосредоточив их на одном счете Главного управления федерального казначейства Минфина России в Центральном банке Российской Федерации, значительно снизить риск потери средств федерального бюджета на счетах в кредитных организациях и иметь оперативную информацию о доходах и расходах федерального бюджета.

В целом за 9 месяцев текущего года расходы федерального бюджета профинансированы на 98,5%. При этом удельный вес расходов по обслуживанию государственного долга уменьшился с 38,6 до 27,1% (в январе - сентябре 1998 года он увеличился с 18,3 до 34,2%) и соответственно вырос удельный вес непроцентных расходов.

В истекшем периоде 1999 года основным внутренним источником финансирования дефицита федерального бюджета являлись средства, полученные в результате покупок Банком России облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом при их первичном размещении в соответствии со статьей 3 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год". Задолженность Министерства финансов Российской Федерации перед Банком России по этим ценным бумагам по состоянию на 1 ноября 1999 года составляла 25,36 млрд. рублей.

По данным Министерства финансов Российской Федерации, за шесть месяцев 1999 года первичный профицит федерального бюджета составил 1,9% от ВВП.

Государственный внутренний долг Российской Федерации на 1 октября 1999 года составил 490,8 млрд. рублей при 648,3 млрд. рублей на 1 января 2000 года, установленных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год".

За истекший период текущего года завершена новация по ГКО - ОФЗ, в результате которой произошло удлинение сроков заимствований на рынке государственного долга.

Министерство финансов Российской Федерации в январе - сентябре 1999 года осуществило выплату купонных доходов по ОФЗ общим объемом 37,9 млрд. рублей.

Июль стал последним месяцем, когда по ОФЗ - ФД, выпущенным в ходе новации, выплачивались купоны, накопленные с 17 августа 1998 года. Спрос на ОФЗ начал снижаться уже со второй недели июля. Основная часть ОФЗ - низкодоходные долгосрочные бумаги, поэтому после завершения выплат накопленного купона продажи ОФЗ привели к снижению цен и росту доходности в этом секторе финансового рынка.

Прекращение масштабных купонных выплат по ОФЗ во втором полугодии 1999 года приведет к стагнации на рынке ценных бумаг, которая может продлиться до конца года. Исходя из того, что в феврале 2000 года начинается погашение нереструктурированных выпусков ОФЗ и сокращается срок обращения остальных выпусков ОФЗ, интерес к рынку государственных ценных бумаг может возрасти в конце 1999 года. Снижение доходности государственных облигаций оживит и фондовый рынок.

В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" до конца 1999 года должна быть завершена реструктуризация задолженности Минфина России перед Банком России.