Обучение методу Школьной медиации

Внедрение Метода ШМ предполагает массовое обучение его основам как взрослых, участвующих в образовательно-воспитательном процессе, включая насколько это возможно родителей, так и детей. Основной задачей интеграции метода является формирование безопасного пространства для растущей личности. При этом безопасным пространство должно быть в равной степени, как для детей, так и для взрослых.

Обучение взрослых должно строиться, исходя из того, что они, применяя метод ШМ и медиативный подход, должны решать следующие группы задач:

1 группа задач относится ко всем участникам образовательно-воспитательной системы:

- предотвращать возникновение конфликтов и их эскалацию;

- содействовать вовлечению детей в работу службы медиации, в том числе путем формирования и обучения "групп равных";

- использовать медиативный подход в работе с детьми из неблагополучных семей, в рамках программ работы с безнадзорными и беспризорными детьми, в качестве профилактической работы, работы по воспитанию культуры конструктивного поведения в конфликте, созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса;

- обеспечивать применение медиативного подхода, технологий позитивного общения в рамках коррекционной работы с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе работниками правоохранительных органов, представителями комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и других органов и организаций;

- использовать медиативный подход, позитивное общение как основу для сохранения межпоколенческой коммуникации и возможности передачи общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

2 группа задач, в дополнение к уже имеющимся, относится к ядру Службы ШМ <5>:

--------------------------------

<5> Ядро Службы ШМ - сотрудники, изъявившие готовность оказывать содействие в создании Службы ШМ, последующей ее деятельности и развитии.

- разрешать разнонаправленные конфликты, возникающие в образовательной организации, вести просветительскую работу среди коллег и родителей обучающихся;

- координировать действия участников "групп равных" в их работе по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения среди школьников;

- обеспечивать супервизию и помощь при разрешении участниками "групп равных" конфликтов между сверстниками, а также принимать участие в роли ко-медиатора при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми.

Обучение детей в рамках Метода ШМ должно способствовать решению следующих задач:

- учить детей самоуважению, формированию у них чувства собственного достоинства;

- формировать и развивать у детей активную жизненную позицию, умение принимать на себя ответственность за дальнейшее развитие собственного жизненного сценария, сознавая силу своего влияния на окружающий мир;

- уметь находить в себе позитивные качества и способности, развивать и реализовывать их;

- учить сопереживанию, умению понять, принять и ценить другого, поставить себя на место другого, быть чутким и отзывчивым.

Обучение методу ШМ, одним из основных элементов которого является медиативный подход, позволяет использовать полученные знания и умения для работы не только в конфликтном поле, но и в обычном взаимодействии. Это крайне важно, поскольку в любом взаимодействии, а тем более в образовательной организации, существует риск возникновения, разногласий, противоречий, которые могут стать источником возникновения конфликта. Метод ШМ позволяет выработать навык конструктивного взаимодействия и способность сохранения его в сложных, стрессовых ситуациях.