Особенности участия детей в медиации

Наряду с общими положениями организации работы самой Службы ШМ, важно учитывать следующие особенности участия детей в процедуре медиации, а также при организации Службы ШМ в целом:

- необходимо информированное согласие от родителей (законного представителя) ребенка на работу и участие в "группах равных". Таким образом, школьник участвует в "группах равных" на основе информированного согласия родителей (законного представителя);

- участие детей в "группах равных" относится к воспитательной работе, направленной на позитивную социализацию, ресоциализацию, к восстановительным практикам;

- при конфликте между взрослым и ребенком (несовершеннолетним), а это изначально подразумевает некий дисбаланс, необходимо обратить внимание как на намерение согласия со стороны родителей (законного представителя) на участие ребенка в процедуре, так и на присутствие в процедуре взрослого (родителей, законного представителя);

- нужно учитывать тот факт, что в повседневных школьных конфликтах, появляется как необходимость, так и предрасположенность самой ситуации к оперативному урегулированию конфликта;

- также необходимо помнить, что сам ребенок может испытывать некоторое затруднение в проявлении открытости в своих высказываниях в присутствии взрослых (родителей, законного представителя и др.), как по объективным, так и по субъективным причинам, что будет влиять на результативность самой процедуры как для самого ребенка, так и в целом на разрешение ситуации;

- с согласия всех участников процедуры медиатор может провести раздельную встречу с ребенком (без его представителя);

- при разрешении конфликтов "ребенок - взрослый" в процедуре медиации может участвовать в качестве ко-медиатора учащийся из "группы равных" наравне с медиатором-взрослым. Выбор медиатора из "группы равных" может происходить как по согласованию со сторонами, так и опираясь только на выбор учащегося, являющегося стороной конфликта (таким образом можно компенсировать изначальный дисбаланс в позиции "ребенок - взрослый");

- проведение процедуры медиации предпочтительно в формате совместных встреч, но при необходимости в разумных пределах можно использовать раздельные встречи;

- учащийся может так же, как и другая сторона пригласить в процедуру кого-то еще, если он считает, что это целесообразно;

- в спорах между детьми в роли медиатора может выступать медиатор-взрослый, медиатор-учащийся, ко-медиаторы в связке "взрослый - учащийся" или "медиатор - учащийся из "группы равных", в зависимости от выбора сторон и от сложности ситуации;

- сложные конфликты между детьми, в которые также могут быть уже вовлечены и взрослые (например, родители), чаще разрешаются взрослыми, но при желании стороны, а также когда это целесообразно и не вызывают возражений у сторон, возможно и привлечение ребенка в ко-медиацию.

Таким образом, медиатор должен проявлять чуткость к потребностям ребенка, его отношению к участию родителей, законного представителя в процедуре медиации и быть готовым к различным реакциям ребенка на их участие в разрешении той или иной конфликтной ситуации.

Родители (законные представители) детей должны быть информированы о том, что процедура медиации - это процедура сторон спора и именно они являются активными участниками процесса.

Ко-медиатор взрослый должен помнить о всех особенностях работы в формате ко-медиации, но еще принимать во внимание, что в ко-медиации медиаторы являются равными партнерами и ко-медиатор взрослый является примером для подражания для юного медиатора.