3. Различные модели создания Служб школьной медиации в образовательных организациях

3. Различные модели создания Служб школьной медиации

в образовательных организациях

Учитывая важность создания Служб ШМ в соответствии с целями и задачами, которые обозначены в Национальной стратегии и Концепции, а также в связи с необходимостью избежать формального подхода при их организации, и с целью поддержания осознанного стремления к развитию жизнеспособной и самодостаточной Службы ШМ, а также различные возможности и ресурсы образовательных организаций, предлагается несколько вариантов поэтапного создания Службы ШМ.

Это позволит каждой образовательной организации, муниципалитету, региону реализовать алгоритм, наиболее отвечающий не только запросу, но и возможностям.

Вариант А.

Данный вариант предполагает индивидуальный подход к созданию Службы ШМ, который осуществляется в соответствии с запросом образовательной организации.

Этапы организации Службы ШМ:

I. Ознакомительная беседа с администрацией образовательной организации. В случае, если в организации руководящий состав более 3-х человек, то тогда проводится ознакомительный семинар на 1 - 2 дня.

II. Проведение ознакомительного семинара-лекции для всех сотрудников образовательной организации (в обязательном порядке с вовлечением школьных психологов, социальных педагогов, воспитателей). Данный семинар носит ознакомительно-пригласительный характер к участию в создании Службы ШМ.

III. После ознакомительного семинара из сотрудников образовательной организации формируется группа (выразивших желание/готовность участвовать в создании и работе Службы ШМ), которая проходит обучение по программе "Метод школьная медиация. Школьный медиатор" (программа рассчитана на 144 часа - 2 модуля по 72 часа каждый). Одна группа может состоять из 15 - 20 человек. В зависимости от масштабов образовательной организации (количества сотрудников, учащихся, специфики образовательной организации), финансовых возможностей образовательной организации может быть сформировано несколько групп.

IV. а) В случае необходимости, вопрос о принятии решения о создании Службы ШМ выносится на Совет (либо иной коллегиальный, совещательный орган в образовательной организации, в котором также принимают участие родители и дети). В случае отсутствия Совета или отсутствия необходимости в принятии специального решения по вопросу создания Службы ШМ, данный этап не реализуется.

б) Проведение родительских собраний <6> с информационно-просветительской целью. С родителями проводится разъяснительная работа о том, что детям будет предложено участвовать в работе "групп равных", а также родителям предлагается активное участие в создании и работе Службы ШМ. Заинтересованные родители проходят краткосрочное обучение по курсу "Введение в Школьную медиацию и основы медиативного подхода". Наиболее эффективно на начальном этапе 4-х дневное обучение (обучение должно проходить по максимально приемлемому (удобному) графику <7>, например, по субботам и воскресеньям две недели подряд, или один из выходных дней в течение четырех недель и т.д.). В зависимости от возможностей сроки обучения варьируются от 1-го до 4-х дней. Основная цель данного этапа вовлечение в процесс интеграции медиации в образовательной организации наибольшего количества родителей.

--------------------------------

<6> Собрание может быть общим, расширенным, для всех родителей, или для тех классов, в которых в последующем будет проводиться обучение в "группах равных".

<7> Данный подход в организации обучающего процесса должен соблюдаться при реализации любой обучающей программы в рамках организации Службы ШМ.

V. Подготовка к работе в "группах равных" и их формирование. Проведение информационной работы с детьми, родители, которых ознакомлены с проводимыми мероприятиями и о возможном участии детей в "группах равных". Работа по формированию групп проводится после окончания взрослыми сотрудниками образовательной организации 1 модуля обучения (первые 72 часа). Следующие 72 часа будут посвящены обучению взрослых работе в "группе равных". По окончанию взрослыми обучения по 144-часовой программе "группы равных" уже должны быть сформированы. Количество детей в группе может варьироваться от 6 до 12 человек. Группы формируются на добровольной основе. Их может быть несколько.

VI. Обучение детей в "группах равных". После окончания обучения взрослыми по 144-часовой программе приглашенные тренеры-методисты начинают обучение детей медиации и медиативному подходу в "группах равных" по программе, рассчитанной на 24 до 36 часов с привлечением взрослых выпускников программы, проявивших желание войти в ядро Службы ШМ, желающих получить дополнительный опыт взаимодействия с детьми, их обучения в "группах равных", в качестве стажеров-ассистентов.

По завершении данного этапа можно говорить о создании основы для дальнейшего функционирования Службы ШМ.

Затем на протяжении первых 3 - 12 месяцев в рамках Договора об интеграции медиации в образовательную организацию и создания Службы ШМ ведется активная консультативная работа по сопровождению деятельности Службы ШМ, супервизии. В том числе при необходимости опытными медиаторами-тренерами проводятся процедуры медиации, обучающие мероприятия для сотрудников образовательной организации и родителей.

Сотрудники образовательной организации, составляющие ядро Службы ШМ должны иметь возможность обращаться за консультациями, а через 6 - 12 месяцев пройти дополнительное поддерживающее обучение (2-х - 4-х дневные модули).

Вариант Б.

Данный вариант для случаев, когда у образовательной организации нет возможности интегрировать Службу ШМ в виде индивидуально смоделированного проекта. Реализация его также будет возможна и при участии сертифицированных служб медиации, входящих в сеть, развивающуюся в соответствии с Концепцией, если они будут обладать компетенциями необходимыми для проведения обучения по программе "Метод школьная медиация. Школьный медиатор" (144 часа), и иметь в своем штате тренеров-методистов-медиаторов.

Этапы создания Службы ШМ:

I. Отбор и направление образовательной организацией группы сотрудников в количестве 5 - 7 человек (в зависимости от возможностей образовательной организации) на обучение по программе "Метод школьная медиация. Школьный медиатор". В первую очередь в группу включаются, как и в первом варианте, школьные психологи, социальные педагоги и преподаватели, выразившие заинтересованность в участии в работе Службы ШМ.

II. Одновременно с обучением сотрудников руководство образовательной организации проходит краткосрочный ознакомительный семинар (в случае, если руководство не находит возможности посетить ознакомительный семинар, данный этап не реализуется).

III. После прохождения обучения и заручившись поддержкой администрации образовательной организации сотрудники реализуют этапы IV - VI Варианта А самостоятельно.

В данном варианте образовательная организация может также обратиться в ФБГУ "Федеральный институт медиации", сертифицированную службу медиации за методическим сопровождением, в которое входят консультации и супервизии для обученных по программе "Метод школьная медиация. Школьный медиатор" сотрудников образовательных организаций. Такая помощь может понадобится на VI этапе и в процессе становления Службы ШМ. Также, при этом варианте создания Службы ШМ нужно, чтобы после завершения обучения ядром Службы ШМ был проведен для всех (большинства) сотрудников образовательной организации ознакомительный семинар-лекция (аналогичный II этапу Варианта А). При наличии заинтересовавшихся в прохождении дополнительного обучения Методу ШМ, руководству рекомендуется перед принятием решения о направлении на обучение, предоставить этим сотрудникам возможность поучаствовать в разворачиваемой коллегами школьными медиаторами работы в Службе ШМ. Таким образом, администрация образовательной организации сможет определить для себя целесообразность в направлении сотрудника на обучение, и сам сотрудник получит представление о деятельности Службы ШМ и утвердится в своем желании получить дополнительное образование с целью последующего участия в работе Службы ШМ.

Учитывая, что после обучения практический опыт минимален, сопровождение поможет повысить гарантии качества работы прошедших обучение.

Вариант В.

При наличии решения региональных, муниципальных органов о создании Служб ШМ в нескольких или во всех образовательных организациях.

Этапы создания Службы ШМ:

I. Проведение совещания для руководителей образовательных организаций в департаменте образования.

II. Собираются группы руководителей из 5 - 8 учреждений для прохождения I этапа Варианта А.

III. Определение руководителем образовательной организации варианта создания Службы ШМ (Варианты А, Б или Г, допускается возможность комбинирования вариантов).

IV. Создание Службы ШМ в образовательной организации в соответствии с выбранным вариантом.

Вариант Г.

Для формирования более глубокой и индивидуализированной модели, чем Вариант Б, и вместе с тем более экономичной, чем Вариант А, образовательные организации (две или три) рассматривают возможность объединения своих ресурсов для обучения сотрудников, а также для проведения просветительских мероприятий, с целью создания Служб ШМ в своих организациях. Это позволит образовательным организациям, координируя усилия, максимально адаптировать модель интеграции медиации в своих организациях к индивидуальному запросу.