Занятия 5 - 6. Постановка целей"

а) Начинать работу по постановке цели лучше с упражнения-активатора, содержащего задания на выполнение 2-х и более целей одновременно. Это может быть упражнение "Меняемся местами". Группа сидит на стульях, образуя круг. Один член группы - ведущий находится в центре. Для него стула не предусмотрено. Ведущий ставит цель: "Меняются местами те, кто..." (называет любой признак, например, кто выше 110 см ростом). Все участники, имеющие данный признак, должны поменяться местами, а ведущий занимает чье-то место на стуле. Человек, которому не хватило места, становится ведущим и ставит цель, называя другой признак. В этом упражнении создаются трудности быстрого подбора признаков, а так же нужно удерживать в сознании задачу обменяться местом с "нужным" человеком. Могут быть затруднения в четкости формулирования признака или выполнения инструкции. Эти трудности можно обсудить с точки зрения того, какую цель выполнять легче (конкретную, четко сформулированную), и отчего зависит успех выполнения 2-х и более целей сразу (от их пошаговой формулировки). Далее можно переходить к отработке постановки цели.

б) Для проведения упражнения необходимы листы бумаги и ручки для каждого участника.

Ведущий дает задание всем: "Вспомнить ситуацию, когда Вы неудачно начинали новую жизнь. Говорили себе: "Вот с понедельника (с утра, с нового года) начну новую жизнь..." А теперь письменно ответьте на вопросы: 1) почему у Вас возникло желание начать новую жизнь? 2) когда Вы поняли желание, что Вы решили делать? 3) что Вы делали на самом деле? 4) сколько времени продолжались эти попытки? 5) почему они прекратились?

После письменных ответов на вопросы желающий зачитывает их вслух по порядку. Ведущий после каждого прочитанного предложения задает вопросы.

К п. 1. Важно ли для Вас решение начать новую жизнь? Действительно ли это нужно Вам. (или это нужно кому-то другому)?

К п. 2. Как была вами сформулирована цель, в каких терминах - позитивных (сделать, добиться) или негативных (не делать, больше никогда не...)?

Кто является действующим лицом действий - Вы или другой? От кого зависит их выполнение? Кому Вы ставите цель?

Конкретны ли запланированные действия? Как Вы узнаете, что цель достигнута? Опишите ситуацию, которая предполагается вами после выполнения действий.

К п. 3. Совпали ли Ваши действия с планом? Почему?

Какие у вас есть умения и навыки для выполнения намеченных действий? Чего еще не хватает? В чем вы видите свои резервы?

К п. 4 и п. 5. Какая выгода для Вас в том, чтобы не выполнять намеченные действия?

Кого Вы привлекаете к ответственности вместо себя (других людей, обстоятельства)?

Вместе с активным участником и ведущим на эти вопросы по своим текстам отвечают все члены группы (для себя). Обсуждение указанных вопросов может быть организовано в парах, где участники по очереди выполняют роль ведущего и активного участника.

После выполнения упражнение обязательно обсуждается с точки зрения переживаний и догадок участников, их мнений о процессе постановки цели. Итогом упражнения является установление некоторых важных правил целеполагания, с которыми важно сравнивать собственные цели. Наиболее важные из правил таковы:

- цель формулируется в позитивных принципах;

- в цель закладывается результат (то есть должны быть видны те показатели, по которым мы оценим достижение цели);

- цель формулируется для себя, а не для других (ответственность себе);

- достижение цели расписывается по шагам, по этапам.