Занятия 3 - 4. "Самодиагностика"

Для проведения самодиагностики необходимы лист бумаги и ручка для каждого участника. Используется тест "20 позиций Куна".

Участникам предлагается за 15 минут ответить на вопрос: "Кто Я?", используя 20 слов, словосочетаний или предложений.

Ведущий предлагает каждому проанализировать свои ответы по следующим пунктам:

1. Уровень самопрезентации. Если названо менее 8 позиций, то Вы не можете либо не хотите представить себя себе самому. Умеете ли вы размышлять над собой? Умеете ли видеть те качества, которые помогают Вам или мешают добиться успеха? Эти вопросы - главные для размышления в аспекте самопрезентации.

9 - 17 позиций отражают средний уровень самопрезентации, умеренный интерес к себе, от случая к случаю - самоанализ.

18 - 22 позиции - показывают разностороннее внимание к себе, возможность задумываться над собой, умение осмысливать свои возможности.

Более 22 позиций - может быть Вы ведете игру "Кто больше?" Это один из способов защиты от самоанализа. Поможет ли он Вам в жизни?

2. Выделение ролевых и формально-биографических характеристик. Позиции типа: ученик, юноша, девушка, 15-летний человек, родился в г. Ульяновске и т.п. отражают формальные характеристики. Их преобладание свидетельствует о трудностях самоанализа.

3. Повторы. В позициях, описывающих одну и ту же тему, отражается, как правило, волнующая человека проблема.

4. Время. В своих высказываниях учащийся отражает настоящее? Может быть он приближает и торопит будущее или вздыхает о прошлом? Какое время отражено в его позициях? Противостоять проблемам можно, лишь осмыслив настоящее.

5. Отношение к себе. Ребятам предлагается подсчитать позитивные и негативные высказывания о себе? Каких больше? Может быть ученик не уверен в себе? Неуверенность не способствует преодолению трудностей. Принятие себя помогает поиску внутренних резервов.

В завершении упражнения ведущий сообщает о том, что жизненная стойкость предполагает преодоление трудностей, которое начинается с самоанализа, с поиска внутренних резервов к преодолению проблем. В данном задании каждому удалось обнаружить в себе какие-то важные личностные качества и умения. Но самоанализ - это искусство, требующее специальной работы по овладению им. Затем ведущий обращается к участникам с вопросом: "Что надо, по-вашему, уметь анализировать в себе, для того, чтобы найти силы преодолеть трудности?" Выслушав некоторые высказывания, ведущий обобщает их и при помощи наводящих вопросов приводит к осмыслению того, что решение любой проблемы начинается с постановки цели.