2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Увеличение доли несырьевого экспорта Российской Федерации за счет повышения привлекательности российского образования на международном образовательном рынке.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

1. Количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях среднего профессионального и высшего образования <**>, тыс. чел.

Основной

Всего: 200,0 (тыс.) <*>

220,0

240,0

260,0

310,0

400,0

450,0

520,0

600,0

710,0

По государственным стипендиям:

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

Дополнительные образовательные программы:

70,0

70,0

90,0

100,0

120,0

145,0

175,0

210,0

245,0

290,0

По контракту:

135,0

135,0

135,0

145,0

175,0

240,0

260,0

295,0

340,0

405,0

2. Объемы внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования (млн. руб.)

Основной

70 000,0

84 744,0

96 203,0

107 824,0

135 370,0

182 423,0

211 461,0

252 858,0

303 011,0

373 147,0

3. Увеличение числа иностранных школьников, прошедших обучение в рамках реализации программ дополнительного образования, % <***>

Второй уровень

100

100

110

120

130

140

150

160

180

200

4. Количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями <****>, (млн. чел.)

Второй уровень

1,0

1,1

1,3

1,6

1,9

2,2

2,5

2,8

3,1

3,5

--------------------------------

<*> Численность контингента иностранных учащихся дневных факультетов российских вузов, обучавшихся на территории Российской Федерации (без учета совместных университетов за пределами Российской Федерации, филиалов и др. зарубежных подразделений российских вузов), за 2015/2016 учебный год (за период с 1 сентября 2015 г. по 31 августа 2016 г.). Далее значение по каждому году приводится по итогам учебного, а не календарного года.

<**> Под иностранными гражданами, обучающимися по очной форме в российских организациях среднего профессионального и высшего образования, здесь и далее по тексту понимаются иностранные учащиеся, студенты, стажеры, аспиранты, обучающиеся по программам ординатуры, слушатели подготовительных отделений.

<***> Значение показателя будет уточнено после принятия методики учета числа иностранных школьников, посетивших Российскую Федерацию с образовательными целями (контрольная точка N 34).

<****> Основные мероприятия, связанные с достижением данного показателя, реализуются в рамках приоритетного проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации".

Результаты проекта

1. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок на время обучения на территории Российской Федерации:

разработан и введен в действие стандарт "Обучение иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации", устанавливающий порядок приема и обучения иностранных граждан и лиц без гражданства в российских образовательных организациях;

оптимизирована система признания документов об образовании Российской Федерации в зарубежных странах на двусторонней и многосторонней основе;

усовершенствовано российское законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок иностранных граждан и лиц без гражданства на время их обучения на территории Российской Федерации;

оптимизировано миграционное законодательство в части процедуры въезда, выезда, пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок иностранных преподавателей и административных сотрудников образовательных организаций на время их официального трудоустройства на территории Российской Федерации;

усовершенствовано налоговое законодательство в части налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества.

2. Создание комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах:

создан механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по подготовке и переподготовке кадров для создаваемых за рубежом с участием Российской Федерации объектов внешнеэкономического сотрудничества, включая образовательные организации;

обеспечено расширение доступа соотечественников к получению образования в российских образовательных организациях высшего образования;

создан Консорциум вузов, обеспечивающий организационное и методическое сопровождение внедрения целевой модели деятельности российского вуза по экспорту образования;

внедрена целевая модель деятельности российского вуза по экспорту образования (в 2018 году в 20 вузах; в 2019 в 40 вузах; в 2020 в 100 вузах; в 2021 - в программы развития всех российских вузов);

разработан и используется в мониторинге эффективности деятельности российских вузов индекс экспортной активности вуза;

разработаны и внедрены механизмы по привлечению талантливых иностранных студентов, лиц без гражданства и иностранных выпускников российских образовательных организаций высшего образования к работе на территории Российской Федерации;

разработана и используется в мониторинге методика учета востребованности иностранными школьниками летних российских программ дополнительного образования;

созданы условия для развития новых форм межвузовского сотрудничества в области создания совместных образовательных программ (франчайзинг, валидация и др.);

разработаны и реализуются планы по развитию и усовершенствованию образовательных программ на английском языке в российских вузах;

обеспечено продвижение программ онлайн-обучения российских образовательных организаций для иностранных граждан;

разработана единая информационная система в сети Интернет для привлечения на обучение иностранных граждан и обеспечение их удобными средствами навигации по российским образовательным организациям и научным центрам;

обеспечен постоянный мониторинг качества реализации образовательных программ и предоставления сервисных услуг для иностранных студентов в российских университетах;

обеспечено международное признание российских образовательных программ и квалификаций, в том числе за счет их международной аккредитации и сертификации;

разработаны карты образовательных туристических маршрутов, обеспечено информационное сопровождение обучающихся;

на постоянной основе реализуются международные летние программы дополнительного образования на базе российских образовательных организаций;

реализуется система поддержки российских школьников, оказавшихся в других странах.

3. Создание благоприятных условий для пребывания иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации:

создана система подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций;

в российских вузах действуют международные службы, обеспечивающие содействие в организации быта, реализации образовательных туристических маршрутов, образовательных программ иностранным обучающимся.

4. Продвижение "бренда" российского образования на международном образовательном рынке:

эффективно работает механизм продвижения российского образования в разных странах через сеть российских дипломатических представительств, представительств Россотрудничества, российских центров науки и культуры за рубежом и других российских факторов международной деятельности, действующих на территории иностранных государств;

действует система поддержки по совершенствованию механизма взаимодействия с иностранными выпускниками российских образовательных организаций;

создана и апробирована система централизованного представления российского образования на международных образовательных выставочных площадках (обеспечивается участие во всех ведущих международных образовательных выставках);

информация о российском образовании представлена в ведущих российских и зарубежных СМИ (запущены информационные блоки и программы о российском образовании в не менее 10-ти ведущих мировых СМИ).

Описание модели функционирования результатов проекта

1. Совершенствование и развитие российской нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы приема, обучения и выпуска иностранных граждан и лиц без гражданства, а также процедуры их въезда, выезда и пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства и стажировок на время обучения в России позволит обеспечить эффективное решение ряда общесистемных проблем с учетом приоритетов, потребностей и запросов как Российской Федерации, так и иностранных партнеров. Проведенный анализ свидетельствует, что миграционная политика государства оказывает существенное влияние на выбор страны обучения. Усовершенствованное российское законодательство обеспечит прозрачность внутренних и внешних административных процедур для иностранных абитуриентов, создав тем самым более доступные условия к получению российского образования иностранными гражданами и лицами без гражданства. Кроме того, будет способствовать усилению интеграционных процессов между российскими и иностранными образовательными и научными организациями, реализации совместных научных и образовательных проектов, в том числе путем оптимизации требований российского налогового законодательства для международных образовательных и научных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации. С этой целью будет создана межведомственная рабочая группа с участием, в том числе, представителей академического сообщества и государственных корпораций. Межведомственная рабочая группа проведет анализ существующего законодательства в различных областях и выработает соответствующие рекомендации по его оптимизации. Минобрнауки России совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации проведут работу по внесению поправок в российскую нормативно-правовую базу. Отдельное внимание будет уделено совершенствованию процедуры трудоустройства иностранных граждан в российские образовательные организации преподавателями и административными сотрудниками.

2. Реализация мероприятий по разработке комплекса мер по повышению привлекательности образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации иностранных граждан в российских образовательных организациях и научных центрах позволит обеспечить развитие и поддержку различных видов и форм образовательных программ, в том числе совместных/сетевых, а также программ повышения квалификации для иностранных граждан как формы заинтересованного участия государства, бизнеса, академических объединений в реализации международного сотрудничества. Будет создана межведомственная рабочая группа с участием, в том числе, представителей бизнеса, государственных корпораций, академического сообщества. Межведомственная рабочая группа разработает механизм взаимодействия российских министерств и ведомств, предприятий и организаций по повышению привлекательности российских образовательных программ, в том числе программ дополнительного образования для иностранных специалистов, а также разработает наиболее оптимальную модель их реализации с учетом международных стандартов и требований. Данная мера направлена на обеспечение внутрироссийской межведомственной согласованности действий по повышению конкурентоспособности, в том числе в части запуска крупных государственных и межгосударственных научно-образовательных инициатив, российского образования на международном образовательном рынке. Будет реализован комплекс мер по поддержке российских школьников, оказавшихся в других странах, в том числе путем продвижения программ дополнительного образования для русскоговорящих детей младшего и среднего школьного возраста. Разработана и запущена программа "Послы Российского Образования", где наиболее выдающиеся иностранные студенты российских университетов будут продвигать российское образование на ведущих международных площадках и платформах. С целью достижения наиболее оптимальных результатов будет создан Консорциум российских университетов (не менее 20), который обеспечит точки роста экспорта российского образования. В показатели эффективности деятельности ректоров российских вузов включен показатель экспортной активности.

3. В результате создания благоприятных условий для иностранных граждан в период их обучения на территории Российской Федерации в российских образовательных организациях будет обеспечено наличие высококвалифицированных сотрудников международных служб, обладающих необходимым уровнем языковой компетенции, знающих международные требования и стандарты к обеспечению социально-экономических и бытовых условий пребывания в кампусе иностранных студентов на время их обучения.

4. Реализация мероприятий по продвижению "бренда" российского образования на международном образовательном рынке позволит осуществить концентрацию ресурсов на решении приоритетных задач стратегического развития экспорта российского образования. Будет разработана дорожная карта продвижения российского образования за рубежом, что позволит систематизировать информационно-просветительскую работу, в том числе путем разработки рекомендаций российским образовательным организациям по продвижению российских образовательных программ по итогам проведенных маркетинговых исследований международного образовательного рынка. Исследования будут проводиться специализированными организациями по заказу Минобрнауки России и Минэкономразвития России. Результатом таких действий станет достижение синергетического эффекта от использования различных инструментов при решении задач комплексного продвижения российского образования за рубежом. К продвижению бренда российского образования будут привлечены ведущие мировые PR-агентства.