IV. Цель, задачи и принципы программы

Основная цель программы - повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности детей и юношества, а также формирование у подрастающего поколения высоких гражданских и духовно-нравственных ориентиров.

Приоритетными задачами программы являются разработка междисциплинарной научно-методической основы развития и поддержки детского и юношеского чтения, развитие системы поддержки и повышение качества издаваемой детской литературы как базовой основы детской культуры, совершенствование институциональной инфраструктуры детского и юношеского чтения и развитие ее кадрового потенциала, повышение статуса и роли детского и юношеского чтения в обществе и формирование современной читательской компетентности детей и юношества.

Программа базируется на дифференцированном возрастном подходе, учитывающем особенности читательского поведения детей дошкольного, младшего школьного и юношеского возраста.

Построение программы основывается на следующих принципах:

принцип учета психолого-педагогических закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (включая как одаренных детей, так и детей с ограниченными возможностями здоровья);

принцип активного участия детей и юношества в реализации программы;

принцип доступности, согласно которому все дети России должны иметь возможность читать лучшие детские книги и детскую периодику;

принцип партнерства, межведомственной кооперации и координации усилий, прежде всего сфер образования, культуры, социальной защиты семьи, а также средств массовой информации;

принцип системного подхода.

Проблемы в сфере детского чтения, овладения грамотной письменной и устной речью (даже на родном языке) необходимо решать, в том числе и в рамках системы общего образования. В числе первоочередных задач предусматривается совершенствование образовательных программ в области филологии и педагогического образования, системы повышения квалификации педагогических работников, а также повышение уровня подготовки молодых педагогов (в том числе для дошкольного образования). Подготовка педагогических работников предусматривает включение курсов, дающих возможность подготовить обучающихся к работе с образовательным текстом по истории, географии, биологии, физике, химии или по иному учебному предмету. В образовательных организациях сферы культуры целесообразно вернуться к вопросу о возрождении кафедр детской литературы и библиотечной работы с детьми, в образовательных организациях, которые готовят кадры для издательств и книжной торговли, - специализаций и направлений по работе с детской книгой, в образовательных организациях педагогической направленности - курсов методики внеклассного чтения и детской литературы. Целесообразно проработать вопрос о целевой подготовке специалистов в области детского чтения, а также необходимо уделить внимание детской литературе в учебных планах образовательных организаций, ведущих подготовку филологов, педагогов и библиотекарей.

Положения программы опираются на общественно-профессиональную экспертизу, реализацию принципа государственно-общественного партнерства, привлечение общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с поддержкой детского и юношеского чтения. В программе предусматриваются меры по развитию государственно-частного партнерства, активному участию в проектах социально ориентированных бизнес-структур.

Программа также опирается на российские и международные научные исследования (культурологические, социологические, психологические, педагогические, книговедческие, библиотековедческие и другие исследования), международный опыт реализации аналогичных программ и стратегий, мнения экспертного сообщества.

Предусматриваются федеральный, региональный и муниципальный уровни реализации программы.