V. Основные направления реализации программы

Основными направлениями реализации программы являются:

научно-исследовательская и методическая деятельность;

поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения;

развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;

развитие кадрового потенциала;

деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.

В рамках направления, касающегося научно-исследовательской и методической деятельности, предусматриваются:

проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований, в том числе:

характеристик чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;

влияния электронной среды на чтение и литературное развитие дошкольников и обучающихся;

проблем детского и юношеского книгоиздания и книгораспространения;

роли чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;

чтения в семьях, относящихся к различным социальным группам;

гендерных особенностей чтения детей разного возраста;

уровня владения методиками приобщения к чтению специалистов, работающих с детьми (педагогов, библиотекарей, других работников образования и культуры);

создание базы данных работ в рамках социологии, психологии, педагогики, культурологии, библиотековедения, книговедения и других наук, имеющих отношение к детскому чтению;

разработка количественных и качественных показателей владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и содержательное наполнение уровней читательских компетенций;

разработка системы классификации читательских компетенций с учетом опыта проведения международных исследований изучения качества чтения и понимания текстов и в соответствии с принятым возрастным делением (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский);

разработка методики оценки владения читательскими компетенциями в рамках системы классификации читательских компетенций;

разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти.

В рамках направления, касающегося поддержки детской литературы, книгоиздания и книгораспространения, предусматриваются:

создание на федеральном и региональном уровнях системы конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых авторов различных по жанру и тематике произведений для детей, подростков и юношества;

создание межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы;

выпуск тематических рекомендательных указателей, пособий, обзоров для детей, подростков и юношества с учетом их возраста, а также для родителей, воспитателей детских садов, педагогов, библиотекарей и других специалистов;

формирование государственного заказа на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы (книг и периодики), книг - лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов;

государственная поддержка распространения указанной литературы по библиотекам, обслуживающим детей и юношество;

организация ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки детской литературы и поддержка инициатив по проведению аналогичных региональных книжных выставок-ярмарок;

создание системы льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах;

поддержка полиграфического производства детских и юношеских книг и периодики на территории Российской Федерации.

В рамках направления, касающегося развития инфраструктуры детского и юношеского чтения, предусматриваются:

популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации;

создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения;

развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательно-образовательные программы;

создание условий для формирования и активного внедрения в образовательных организациях образовательных программ поддержки чтения;

обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения;

создание условий для реализации программ внеурочной деятельности, в том числе с использованием сетевой формы;

активное вовлечение детей в творчество, выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова;

создание в библиотеках и других культурно-просветительских учреждениях современного и привлекательного для детей и родителей пространства;

систематическое обновление фондов библиотек, обеспечение соответствия объемов и качества фондов библиотек, обслуживающих детей и юношество, международным нормативам книгообеспеченности и строгое соблюдение коэффициента обновляемости фондов;

государственная поддержка театров и театральных студий, развивающих школу художественного чтения, в том числе путем создания новых театральных постановок для детей и юношества;

создание системы поддержки инновационных библиотечных, музейных и театральных проектов, направленных на развитие у детей и юношества интереса к чтению.

В рамках направления, касающегося медиасферы, предусматриваются:

формирование системы продвижения детской литературы в медиасфере с вовлечением в эту деятельность общественно значимых фигур и использованием всех каналов коммуникации;

пропаганда посредством социальной рекламы чтения и детских книг;

разработка системы творческих соревнований и конкурсов, в том числе национальных и региональных, с активным их продвижением в медиасфере;

разработка и запуск на электронных площадках крупнейших российских средств массовой информации программ для привлечения к чтению детей и юношества с использованием новостных, текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных материалов;

оказание государственной поддержки телевизионным каналам для детей и юношества, театрам, кино- и телестудиям, создающим контент на основе детской литературы и способствующим популяризации чтения;

распространение с помощью средств массовой информации положительного опыта различных всероссийских, региональных и международных акций по поддержке детского и юношеского чтения и литературы;

вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции, ориентированные преимущественно на детей и юношество;

разработка в партнерстве с ведущими компаниями-разработчиками и провайдерами содержательных программ, способствующих приобщению к литературе и чтению на основе новых мобильных, интерактивных и игровых платформ.

В рамках направления, касающегося развития кадрового потенциала, предусматриваются:

разработка научно обоснованных квалификационных требований к уровню подготовки специалистов по поддержке детского и юношеского чтения, работающих в сфере общего, дополнительного и профессионального образования, культуры и просвещения, книгоиздания и книгораспространения;

разработка новых форматов аттестации кадров;

открытие в федеральных и региональных вузах программ высшего образования для специалистов в области поддержки детского и юношеского чтения;

введение в соответствующие программы бакалавриата и магистратуры профилей "редактор детской литературы", "специалист по медиапродвижению детской литературы", "педагог-библиотекарь" и других;

включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, филологического, библиотечно-информационного, книгоиздательского, книготоргового направлений модулей по современной детской, подростковой и юношеской литературе и поддержке чтения (по выбору обучающегося);

обеспечение системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе дистанционной, для организаций инфраструктуры поддержки чтения на базе профильных вузов, федеральных и региональных учреждений и центров;

разработка и внедрение современных форм сопровождения непрерывного профессионального развития кадров системы поддержки чтения детей и юношества (сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе);

организация повышения квалификации специалистов в сфере детского и юношеского чтения в форме стажировки на базе ведущих российских и международных центров и институтов, а также поддержка их участия в профессиональных конференциях и форумах всероссийского и международного уровня;

разработка инновационных образовательных программ общего и дополнительного образования системы поддержки и продвижения чтения с возможностью получения перспективных специальностей и дополнительных квалификаций (консультант и эксперт по детскому, юношескому и семейному чтению, тьютор-педагог, методолог чтения и другие специальности);

включение профессиональных компетенций в сфере приобщения детей, подростков и юношества к чтению в разделы квалификационных требований профессиональных стандартов соответствующих специальностей;

организация и проведение международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по проблемам поддержки и развития чтения.