Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Сертификационные работы

A. Контроль постановки изделия на производство.

1. Выбор завода-изготовителя для производства изделия АТ оформляется совместным Решением Разработчика и предполагаемого Изготовителя, согласованным, в необходимых случаях, с органами государственного управления авиапромышленности.

2. На основании принятого Решения и Протокола макетной комиссии Изготовитель изделий АТ направляет в Росавиацию информацию о начале подготовки производства.

3. Рассмотрев представленные документы, Росавиация согласовывает соответствующее Решение о закреплении военного представительства у Изготовителя в качестве Независимой Инспекции и оформляет установленным порядком Свидетельство о делегировании полномочий.

4. Разработчик, Изготовитель формируют, согласовывают с Независимыми Инспекциями и утверждают Базис организационных стандартов, используемых при производстве, и Комплексный план постановки на производство, содержащий два этапа:

I. Подготовка производства

II. Освоение производства

5. Этап подготовки производства.

5.1. Независимая Инспекция в соответствии со своими полномочиями осуществляет контроль:

- соблюдения базиса оргстандартов;

- выполнения Комплексного Плана постановки на серийное производство;

- соблюдения порядка передачи, комплектности и оформление КД, направляемой Разработчиком Изготовителю;

- наличие Перечня ООЭК и стандартов по контролю их изготовления.

Примечание: После доработки по результатам всех сертификационных испытаний и на основании опыта изготовления первых экземпляров конструкторская документация предъявляется Разработчиком и Изготовителем Комиссии для проверки и последующего утверждения для производства с присвоением соответствующей литеры.

Комиссия формируется Разработчиком и Изготовителем совместно с Независимыми инспекциями Разработчика и Изготовителя с привлечением специалистов Разработчика и Изготовителя. Председателем комиссии назначается, как правило, начальник Независимой инспекции у Разработчика.

5.2. Разработчик и Изготовитель подготавливают, утверждают и согласовывают с Независимыми Инспекциями в этих организациях Технические Условия (ТУ) на контроль и приемку изделия АТ.

После согласования Независимыми инспекциями ТУ направляются на согласование в Авиарегистр и одобрение в Росавиацию.

5.3. Независимая Инспекция у Изготовителя формирует Перечень обязательных предъявлений при изготовлении составных частей и Изделия АТ в целом для окончательной приемки на всех этапах производства.

5.4. Изготовитель представляет на согласование Независимой Инспекции Руководство по качеству (или Руководство по системе контроля изготовления), описывающее и устанавливающее организацию процесса производства согласно действующей нормативной документации системы качества, обеспечивающей выполнение стандартных условий соответствия объектов и процедур требованиям федеральных авиационных правил.

5.5. Этап подготовки производства считается завершенным, когда:

- Изготовителем получена КД литеры "О1" и осуществлен ее запуск в производство;

- введены корректировки технологической документации на изготовление изделий,

соответствующие КД литеры "О1";

- проведены мероприятия, предусмотренные для этого этапа Комплексным Планом постановки на серийное производство, в том числе:

- опробованы и отлажены средства технологического оснащения;

- оформлено Руководство по качеству для производства изделия;

- составлен документ о достигнутой технологической готовности Изготовителя к освоению производства изделия.

6. Этап освоения производства

Освоение производства изделий считается завершенным, если:

- выполнены мероприятия Комплексного плана постановки изделия на серийное производство, в т.ч. согласована Независимой Инспекцией нормативная документация системы качества;

- технологической документации на изделие присвоена литера "01";

- изготовителем оформлен документ, согласованный с Независимой инспекцией об окончании этапа освоения производства и готовности предприятия к серийному изготовлению изделия АТ.

B. Обследование авиационного производства

a. Предварительный аудит

1. Предварительный аудит проводится на предприятии Изготовителя, как правило, в том случае, если он ранее не осуществлял изготовление воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и компонентов гражданской АТ и должен быть завершен к моменту приемки НИ первого изделия.

2. Предварительный аудит проводится в порядке, приведенном в разделе c.(2) настоящей главы.

По поручению Росавиации предварительный аудит проводится Авиарегистром России совместно с аккредитованным сертификационным центром. При этом Росавиация утверждает программу проверки и состав комиссии.

3. Комплексное заключение Авиарегистра России по результатам предварительного аудита должно содержать конкретные указания по доведению производства до уровня, соответствующего установленным требованиям и определения возможности выдачи одобрения производства.

b. Основной аудит

1. Основной аудит производства изделия АТ должен быть завершен не позднее 6 месяцев после выдачи Росавиацией сертификата типа.

2. Основной аудит проводится Росавиацией с участием Авиарегистра России и СЦ.

3. Выдача по результатам основного аудита Разрешения на производство при наличии сертификата типа, Свидетельства об одобрении или Сертификата производства означает соответствие производства требованиям Авиационных правил и одобрение Росавиацией представленной системы контроля производства или системы качества, описанных в Руководстве по качеству, действующем на момент аудита.

c. Проведение аудита (обследования) авиационного производства

1.1 Порядок подачи заявки, процедура ее рассмотрения, проведение проверки с выездом и выдача Свидетельства об одобрении производства или Сертификата на производство изложены пункте C раздела I настоящих Методических рекомендаций.

1.2. Основные этапы и сроки выполнения аудита определяются Росавиацией совместно с Авиарегистром и сообщаются Заявителю или Держателю документа об одобрении производства.

1.3. В случае, если объекты и процедуры оценки стандартных условий соответствия для конкретного производства будут отличаться от типовых, Росавиацией утверждается Программа обследования производства.

1.4. Общие требования к экспертам - аудиторам.

Специалисты, проводящие сертификацию производства, должны отвечать следующим требованиям:

1. Образование, опыт работы, обучение и опыт проведения аудита

a) высшее техническое образование должно быть завершенным, позволяющим овладеть знаниями и навыками в области деятельности;

b) практический опыт работы должен быть не менее 5 лет в технической сфере, сфере управления или в профессиональной области, включая опыт принятия решений, разрешения проблем и обмена информацией с другим управленческим или специальным персоналом, сотрудниками того же уровня, потребителями и/или другими заинтересованными сторонами;

c) курс обучения в самой организации или в специализированной организации должен обеспечивать развитие знаний и навыков в области деятельности;

d) опыт проведения аудитов (2 00000001.wmz 4) должен быть приобретен под руководством аудитора, который компетентен в качестве руководителя аудиторской группы в этой области.

2. Личные качества

Кандидат должен обладать такими качествами как: самостоятельность, способность к анализу, выдержанность, принципиальность, способность к общению, способность выслушать собеседника, доброжелательность, тактичность, объективность, ответственность, принципиальность, способность реалистично оценивать ситуацию и факты, четко излагать мысли устно и письменно, уметь работать в "команде".

3. Знания и навыки

Компетентность кандидата в области деятельности должна подтверждаться подготовкой по программам, утвержденным для соответствующих направлений деятельности, и включающим в том числе:

- правовые основы сертификации;

- процедуры сертификации;

- планирование, организацию и документы по проведению аудитов.

4. Поддержание и повышение компетентности

Каждый специалист должен заботиться о постоянном росте профессиональной подготовки посредством регулярного участия в проверках, самостоятельного изучения новых материалов в области сертификации, участие в семинарах и конференциях, прохождения курсов повышения квалификации, участия в разработке нормативных документов системы сертификации и пр.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.6. Ответственность членов комиссии

a) Председатель комиссии несет ответственность за:

- подбор членов комиссии;

- ознакомление Заявителя с составом комиссии и программой работы;

- проведение постановочного, рабочего и заключительного совещаний;

- отбор поставщиков для оценки;

- проверки правильности оформления экспертами-аудиторами протоколов оценки стандартных условий соответствия с перечнями несоответствий к ним, обнаруженных в процессе проверки, и передачу их Заявителю;

- анализ обнаруженных несоответствий и необходимых корректирующих действий;

b) Члены комиссии несут ответственность:

- за объективную оценку производства Заявителя по конкретным элементам стандартных условий соответствия;

- оформление контрольных карт проверки соответствия организации - изготовителя авиационной техники требованиям авиационных правил;

- согласование корректирующих действий, представленных Заявителем в плане Мероприятий по результатам аудита, в части проверенных ими условий соответствия.

1.7. К моменту начала аудита предприятие должно представить комиссии Росавиации заполненную Анкету по самооценке системы качества. При проведении аудита заполненная Анкета рассматривается членами комиссии, как официальная декларация предприятия о том, каким документом (или документами) регламентируется каждая из рассматриваемых процедур системы качества.

2. Порядок проведения аудита.

2.1. Собственно аудит (обследование) производства предприятия проводится комиссией Росавиации по следующим 11 элементам стандартных условий соответствия:

(1). Организация управления и ответственность.

(2). Управление проектными данными.

(3). Гарантия качества программного обеспечения.

(4). Производственные и специальные процессы.

(5). Определение летной годности (Определение годности к эксплуатации).

(6). Средства измерения, метрологическое обеспечение производства.

(7). Испытания.

(8). Неразрушающий контроль.

(9). Работа с поставщиками. Обеспечение качества поставляемых материалов, полуфабрикатов, частей и комплектующих изделий.

(10). Действия с продукцией с несоответствиями.

(11). Получение, обращение, хранение и транспортировка материалов, КИ, деталей, составных частей и изделий АТ.

2.2. По результатам обследования члены комиссии Авиарегистра готовят перечни выявленных несоответствий и заключения о соответствии, которые оформляются в виде протоколов оценки по каждому из элементов. При этом проверке подлежит:

- регламентирующая документация по каждой процедуре;

- закрепление ответственности за выполнение процедуры;

- фактическое выполнение.

Как один из методов проверки реализации процедур обеспечения качества, выборочно проверяется качество изготовления элементов конструкции. Обязательному обследованию подлежит изготовление особо ответственных элементов конструкции.

2.3. Для объективной и полной оценки соответствия объектов и процедур производства применяются стандартные условия соответствия. Эксперт фиксирует соответствие каждого объекта и процедуры производства только при выполнении всех стандартных условий соответствия, применимых для оценки. В случае невозможности оценки объекта и/или процедуры, эксперт (по согласованию с председателем комиссии) может не оценивать его или заменить на более приемлемый с внесением изменений в протокол оценки элемента.

2.4. В случае выявления в ходе проверки несоответствий, они, после обсуждения на рабочих совещаниях (п. 2.6), заносятся в Перечни несоответствий, прикладываемые к Протоколам оценки каждого элемента стандартных условий соответствия.

2.5. Все выявленные в ходе аудита несоответствия подлежат классификации с указанием в Перечне несоответствий в графе 3 формы Приложения I-7 их класса, т.е. группы важности. При этом:

- Класс "1" имеют несоответствия, не позволяющие достаточно полно обеспечить летную годность изделий или их соответствие типовой конструкции и требованиям АП.

- Класс "2" имеют несоответствия, не связанные непосредственно с летной годностью изделий, но представляющие собой систематические отклонения от установленных процедур, или приводящие в сочетании с отклонениями в других процедурах к несоответствиям класса "1".

- Класс "3" имеют несоответствия, не относящиеся к 1 и 2 классам.

Класс выявленных несоответствий проставляется экспертом в Перечне несоответствий после обсуждения с председателем комиссии на рабочем совещании. Отнесение выявленных несоответствий к определенному классу в перечнях несоответствий является предварительным и может быть скорректировано после рассмотрения материалов аудита в Авиарегистре.

2.6. В ходе аудита проводятся рабочие совещания:

a) Совместные - Комиссии Росавиации и представителей предприятия:

- постановочное совещание, на котором члены комиссии Росавиации знакомятся с руководителями и техническими специалистами предприятия, с представителями предприятия, уполномоченными на сопровождение работы комиссии, доводят до представителей предприятия схему и рабочий график работ, распределение обязанностей внутри комиссии;

- рабочие совещания - в конце рабочего дня члены комиссии в присутствии заинтересованных представителей предприятия, сообщают о том, какие объекты они проверили и какие выявили несоответствия. Представители предприятия, в случае несогласия с оценкой эксперта, обязаны предоставить дополнительную информацию по выявленным несоответствиям;

- заключительное совещание, на котором председатель и члены комиссии доводят до сведения руководства и специалистов предприятия итоги проверки, классификацию выявленных несоответствий и, при необходимости, совместно с представителями предприятия обсуждают пути и сроки устранения выявленных несоответствий.

b) Совещания членов комиссии Росавиации и представителей Независимой инспекции по обсуждению промежуточных результатов проверки, классификации выявленных несоответствий, организации взаимодействия внутри комиссии, формированию выводов и т.д.

3. Оформление результатов обследования производства.

3.1. Все выявленные в ходе аудита несоответствия (классифицируемые по п. 2.5) разделяются на группы:

a) При проведении предварительного и/или первичного основного аудита:

1) несоответствия класса "1" и "2", препятствующие выдаче Документа Росавиации об одобрении производства;

2) несоответствия класса "3", которые должны быть устранены в целях совершенствования системы качества предприятия в согласованные с Росавиацией и Авиарегистром сроки.

b) При проведении аудита с целью продления действия (или при проведении внеплановых аудитов) ранее выданного Документа об одобрении производства:

1) несоответствия класса "1", препятствующие выдаче Документа Росавиации об одобрении производства;

2) несоответствия класса "2", не препятствующие выдаче Документа Авиационного Регистра, но требующие устранения в согласованные с Росавиацией сроки (не более 6 месяцев);

3) несоответствия класса "3", которые не требуют незамедлительных действий, но должны быть устранены в целях совершенствования системы качества предприятия в согласованные с Авиарегистром сроки.

3.2. Все несоответствия, выявленные в ходе проверки, после их классификации направляются руководителю предприятия официальным письмом Росавиации.

На основании письма Росавиации предприятие составляет Мероприятия по устранению несоответствий, не препятствующих выдаче (продлению действия) документа по одобрению производства, с указанием причин выявленных несоответствий и мер по их устранению. Мероприятия подлежат согласованию с руководителем Независимой инспекции на предприятии, после чего направляются на согласование в Авиарегистр одобрение в Росавиацию.

3.3. Мероприятия по устранению несоответствий должны быть представлены в Росавиацию в течение 30 дней после получения письма Росавиации.

d. Выдача документа Росавиации об одобрении производства

1. Контроль устранения несоответствий.

1.1. После устранения несоответствий, препятствующих выдаче Разрешения, Свидетельства об одобрении (Сертификата) производства или продления их действия, предприятие направляет в Росавиацию согласованный с Независимой инспекцией отчет об устранении упомянутых несоответствий. Отчет должен быть представлен в Росавиацию не позднее 15 дней после получения письма.

В случае несвоевременного устранения несоответствий при отсутствии объективных причин, Росавиация может приостановить действие Разрешения, Свидетельства об одобрении или Сертификата на производство и своим предписанием может прекратить приемку продукции Независимой инспекцией, а в случаях, связанных с безопасностью полетов, - выпустить Директиву летной годности.

1.2. После получения и рассмотрения отчета по п. 1.1 Росавиация принимает решение о необходимости проверки устранения несоответствий, препятствующих выдаче Документа об одобрении производства. Председатель комиссии Росавиации формирует (при необходимости) специальную группу экспертов для проверки на предприятии результатов устранения несоответствий. Персональный состав этой группы формируется из экспертов-аудиторов, проводивших проверку предприятия. По результатам проверки Председатель комиссии составляет Акт проверки устранения несоответствий.

2. Выдача документа об одобрении производства.

После одобрения Росавиацией плана мероприятий по п. 3.3 и составления Акта по п. 1.2 председатель комиссии готовит Комплексное заключение о возможности выдачи Разрешения, Свидетельства об одобрении или Сертификата на производство и представляет его в Авиарегистр. Авиарегистр после рассмотрения Комплексного заключения, в случае положительного заключения, представляет в Росавиацию Решение о возможности выдачи соответствующего Документа об одобрении производства. На основании представленного Авиарегистром Решения Росавиация оформляет Разрешение, Сертификат или Свидетельство об одобрении производства. Формы Разрешения, Свидетельства об одобрении производства и Перечня разрешенных работ.

Документ об одобрении производства с сопроводительным письмом направляется Изготовителю либо передается ответственному представителю предприятия.

3. Хранение документации.

Для обеспечения прослеживаемости процесса выдачи, поддержания, исправления, приостановки действия или отзыва Сертификатов на производство, Свидетельств об одобрении производства или Разрешительных писем в Авиарегистре создана система хранения документации, включающая:

1) материалы, представленные претендентом на получение или держателем документа об одобрении производства;

2) документы, оформленные в ходе изучения и проверки представленных документов, а также мероприятия по результатам аудита производства;

3) комплексное заключение комиссии Росавиации;

4) копии выданных одобрительных документов.

5) Копия Решения Авиарегистра;

6) Отчет о выполнении мероприятий.

Комплект данных документов (сшитый в скоросшиватель) хранится в соответствующем отделе в папке - деле предприятия.

В каждой папке - деле находятся комплекты документации по 3 последним аудитам предприятия. Материалы более ранних проверок подлежат сдаче в архив Авиарегистра, где должны храниться в соответствии с архивным делопроизводством.

Отчеты предприятий, составленные в соответствии с разделом XII настоящего Руководства, должны храниться в соответствующем отделе и регистрироваться ответственным лицом. Отчеты подлежат хранению в папках по полугодиям.

В отделе подлежат хранению отчеты за последние 2 года (4 полугодия). Отчеты предприятий за более раннее время подлежат сдаче в архив Авиарегистра и хранению в соответствии с архивным делопроизводством.