XII. Применение бережливого производства в цепях поставок

46. Повышение эффективности организаций во многом зависит от того, насколько эффективно выстроены взаимоотношения с каждым из поставщиков, управленческим элементом которых является совокупность требований к качеству, стоимости, поставкам, требований к СМК, СМБП и ПС, аудитов их выполнения и корректирующих действий.

Управление цепью поставок направлено, в первую очередь, на качество продукции и технологических процессов. Со временем финальные интеграторы стали включать в требования к поставщикам и требования к ПС и применению соответствующих методов БП, которые затрагивают не только вопросы качества, но и стоимости, а также временных характеристик поставок. В настоящее время у большинства из них существует единая система требований к поставщикам.

47. Системы управления цепями поставок, развиваясь, использовали различные инструменты (управленческие элементы) анализа деятельности и развития поставщиков:

применение дополнительных требований потребителей;

аудиты разных уровней (уровень самой организации, уровень потребителя, уровень независимой третьей стороны);

создание специальных подразделений потребителя для работы с поставщиками (например, создание службы STA инженеров (Supplier Technical Assistance));

техническое содействие поставщику;

системы оценок поставщиков;

совместные (командные) методы работы поставщика и потребителя;

использование информационных систем для обмена данными;

обучение и обмен опытом (поставщик-потребитель, поставщик-поставщик).

48. В цепях поставок, как правило, на всех уровнях поставок используется единый управленческий элемент (требования к системе менеджмента, аудит, корректирующие действия и отчетность).

49. Для обеспечения эффективности цепи поставок посредством применения инструментов анализа деятельности и развития поставщиков в соответствии с пунктом 47 настоящих Рекомендаций в первую очередь управляющей стороне (потребителю) необходимо также сформировать группы требований к своим поставщикам и обеспечить их развертывание по цепи поставок, а именно:

требования к продукции;

требования к процессам;

требования к системе менеджмента.

50. Требования к продукции группируются по трем направлениям:

1) требования к качеству продукции;

2) временные характеристики и объемы поставок (требования к своевременности, ритмичности, пунктуальности и объемам поставок, размерам поставляемых партий, требования к логистике в цепи поставок);

3) требования к стоимостным параметрам продукции, поставкам в целом и развертывание требований по всей цепи поставок, а также динамика снижения стоимости продукции при долгосрочном сотрудничестве.

51. Специфические требования к процессам и ПС следует выражать как в виде показателей каждого из них, так и показателей всей системы процессов:

длительность производственного цикла;

коэффициент эффективности производственного цикла;

общая эффективность использования оборудования;

выравнивание и синхронизация процессов;

точность планирования и выполнения плана.

52. Требования к системам менеджмента поставщиков устанавливаются на базе национальных стандартов серии "Бережливое производство" и международных стандартов ИСО серии 9000 или их отраслевых вариантов (AS 9100, IATF 16949, IRIS и другие).

53. Стандарты по СМБП имеют общеотраслевой характер и могут быть использованы как основа для разработки специфических требований конкретных потребителей. При разработке специфических требований необходимо основываться на положениях Политики и Модели СМБП организации-потребителя. Специфические требования целесообразно структурировать по этапам жизненного цикла и по типам поставщиков.

54. В каждом направлении требований к продукции в соответствии с пунктом 50 настоящих Рекомендаций целесообразно отдельно выделить управление стоимостью продуктов и процессов с охватом всех этапов создания продукции/услуги с акцентом на этапы проектирования. В итоге должна получиться система требований, выполнение которых в цепи поставок должно обеспечить конкурентоспособность продукции/услуги и самих организаций-участников.

55. Важно подчеркнуть, что следует определить не набор требований, например, в виде перечня методов БП, которые обязаны применять поставщики, а разработать именно систему требований на базе проверенной модели менеджмента, заложенной в документах по стандартизации.

Требования целесообразно делать приложением к контрактам/договорам на поставку закупаемой продукции. Однако одних только требований недостаточно. Необходимы и другие условия, которые можно назвать инфраструктурой для применения БП в цепях поставок. В частности, организациям рекомендуется определить:

политику и цели в области БП, объявленные потребителем;

мотивацию предприятий в цепи поставок к снижению потерь в ней;

систему управления знаниями в области БП и подготовки персонала;

методики, руководства по реализации БП;

модель преобразования цепи поставщиков в соответствии с принципами БП.

56. Важным элементом механизма управления эффективностью цепи поставок на основе БП являются сами организации-поставщики. Их задача - разработать свои СМБП и преобразовать ПС в соответствии с политикой предприятий-потребителей, их корпоративными документами. Представители поставщиков должны войти в состав межфункциональных команд потребителя на этапах планирования проектов и проектирования продукции и процессов, что позволит обеспечить заданные стоимостные характеристики создаваемой продукции, повысить эффективность цепи поставок, снизить риски ее участников.

57. Каждая организация-потребитель может использовать механизм управления эффективностью цепи поставок при реализации программ по снижению издержек и повышению конкурентоспособности для улучшения стоимостных (себестоимость, цена) и временных (точно вовремя, скорость выполнения заказа) параметров поставок.

Такое направление деятельности в организации, согласованное с другими (например, менеджмент качества и инжиниринг), требует разработки модели управления стоимостью для конкретной цепи поставок, ее описания, формализации в виде стандартов организации, методик, требований к поставщикам. При этом необходимая основа такой работы уже создана в виде национальных стандартов серии "Бережливое производство" и системы добровольной сертификации.

58. Современным условиям бизнеса свойственны большая динамика и изменчивость. Однако для производителей сложной продукции, характеризующейся значительной долей закупаемых компонентов и материалов, важна долговременная устойчивость выстраиваемых цепей поставок. С точки зрения потребителей поставщики должны обеспечивать стабильное качество, пунктуальность поставок, лояльность и быстроту при решении возникающих спорных вопросов. Немаловажно для потребителей и систематическое снижение цен поставляемой продукции.

Стремление определенных групп поставщиков сохранять и далее повышать цены без улучшения качества создает для потребителя проблемную ситуацию, когда на рынке неизбежно появляются поставщики с более низкими ценами. Однако смена поставщика зачастую связана с потерями потребителя (транзакционными, информационными, коммуникационными и так далее).

Сохранение стабильной цепи поставок становится важной целью, но для ее достижения необходима лояльность поставщика к действиям по снижению цен в соответствии и даже, желательно, с предупреждением рыночной ценовой динамики. Данная лояльность должна реализовываться в действиях поставщика по внедрению концепции БП как в виде соответствующих ПС, так и в виде СМБП.

Совместная работа потребителей и поставщиков по снижению затрат и исключению потерь у поставщиков, основываясь на тактике "выигрываем вместе" (win-win), приводит к снижению цен и при этом увеличению прибыльности поставщика.