Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1008).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способностью использовать основы философских знаний для формирования активной творческой и мировоззренческой позиции (ОК-2);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития социально-значимых и культурных процессов общества для формирования гражданской позиции, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, проявлять толерантность в восприятии социальных и культурных различий (ОК-3);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности, ориентироваться в отечественном и зарубежном законодательстве в области искусства и авторских прав (ОК-5);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести профессиональную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала способностью и готовностью к совершенствованию и повышению своего интеллектуального и общекультурного уровня (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры, совершенствовать свое физическое развитие и укреплять здоровье для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

способностью и готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью и готовностью осуществлять организационно-управленческую работу в учреждениях культуры и искусств, организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-11);

способностью и готовностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения (ОК-12);

способностью и готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки и представления информации (ОК-13).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью и готовностью аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области искусства, культуры, науки и педагогики (ОПК-1);

способностью и готовностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, адаптироваться к конкретным условиям выполняемых задач и их инновационным решениям (ОПК-2);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3);

способностью и готовностью передавать накопленный опыт во всех видах деятельности (ОПК-4);

способностью и готовностью использовать на практике умения и навыки в организации творческих и исследовательских работ, в управлении коллективом (ОПК-5);

способностью и готовностью создавать высокопрофессиональные произведения живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства, умением доносить доступно и понятно результаты своей профессиональной деятельности до заказчика, определять значимость произведения с точки зрения эстетических и общечеловеческих ценностей (ОПК-6);

способностью и готовностью демонстрировать владение техникой академического рисунка и живописи, графики, монументального и декоративно-прикладного искусства (по программам подготовки специалиста), знанием о материалах, применяемых при их выполнении (ОПК-7);

способностью и готовностью организовать работу студенческого и ученического коллективов, преподавать рисунок, живопись, графику и композицию, монументальное и декоративно-прикладное искусство в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, применять знания и методы возрастной психологии и педагогики (ОПК-8);

способностью и готовностью донести до обучающихся в доступной форме поставленную перед ними пластическую задачу в учебном или творческом задании, на практике показать ее реализацию и исправить их ошибки, лично продемонстрировать выполнение задания любой сложности (ОПК-9);

способностью и готовностью формировать профессиональные знания, умения и навыки, потребность творческого отношения к процессу обучения, создавать условия для успешного личностно-профессионального становления обучающихся (ОПК-10);

способностью и готовностью планировать и организовывать учебный процесс, выстраивать стратегию обучения и воспитания, разрабатывать образовательные программы, учебно-методические материалы и учебные пособия по соответствующим учебным предметам изобразительного искусства, применять инновационные технологии обучения и воспитания (ОПК-11);

способностью и готовностью формировать у обучающихся духовно-нравственные ценности и идеалы личности на основе исторических и национально-культурных традиций, воспитывать патриотизм, уважение к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия (ОПК-12);

способностью и готовностью проектировать монументально-декоративное оформление архитектурных объектов (ОПК-13);

способностью и готовностью организовать презентацию проекта заказчику (ОПК-14);

способностью и готовностью проводить экспертизу произведений художественного творчества, анализировать объекты искусства в контексте исторических и художественных традиций современного общества (ОПК-15);

способностью и готовностью исследовать процессы развития изобразительного искусства, культуры и образования (ОПК-16);

способностью и готовностью выполнять управленческие функции в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия, в творческих союзах и обществах, в образовательных учреждениях (ОПК-17);

способностью и готовностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры, искусства и образования (ОПК-18);

способностью и готовностью организовывать выставки, осуществлять руководство творческими коллективами (ОПК-19);

способностью и готовностью формировать художественно-эстетические взгляды общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность (ОПК-20);

способностью и готовностью участвовать в организации и проведении выставок, конкурсов и мастер-классов (ОПК-21);

способностью и готовностью пропагандировать достижения мирового и отечественного искусства, выступать с общедоступными лекциями и сообщениями (ОПК-22);

способностью и готовностью участвовать в работе профессиональных творческих союзов, творческих объединений и коллективов (ОПК-23).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

профессионально-творческая деятельность:

свободным владением средствами, техниками и технологиями изобразительного искусства в области станковой и монументальной живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, навыками профессионального применения художественных материалов (ПК-1);

способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства (ПК-2);

способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания произведения изобразительного, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства (ПК-3);

способностью применять в своей творческой работе полученные теоретические знания в области перспективы, анатомии, теории и истории мирового искусства и культуры (ПК-4);

способностью использовать в своей творческой практике знания основных произведений мировой и отечественной художественной культуры, истории костюма и быта, знания особенностей исторического развития художественных течений, стилей и стилевых направлений в искусстве (ПК-5);

способностью использовать на практике знание стилей монументальной росписи, принципов взаимодействия архитектурного пространства и монументальной живописи; способностью к созданию единого композиционного ансамбля в архитектурном пространстве средствами монументальной живописи (ПК-6);

способностью пользоваться архивными материалами и другими современными источниками информации при изучении произведений искусства, выработке образной концепции художественного произведения в области изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства, в творческом процессе художника-живописца (ПК-7);

способностью работать в творческом коллективе с другими соавторами и исполнителями в пределах единого художественного замысла в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности в области искусства (ПК-8);

способностью формулировать изобразительными средствами, устно или письменно свой творческий замысел, аргументированно изложить идею авторского произведения и процесс его создания (ПК-9);

знание техники безопасности при работе с художественными материалами (ПК-10);

педагогическая деятельность в сфере художественного образования и эстетического воспитания;

способностью преподавать основы изобразительного искусства (рисунок, живопись, композиция) и смежные с ними дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

способностью осуществлять процесс обучения теоретическим и (или) практическим дисциплинам (модулям) в области изобразительного искусства - станковой и монументальной живописи, используя современные психолого-педагогические и методические основы преподавания дисциплин (модулей) художественной направленности (ПК-12);

способностью использовать традиционные и инновационные подходы к процессу профессионального обучения и воспитания личности в области изобразительного искусства (ПК-13);

способностью разрабатывать образовательные программы в области изобразительного, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства и смежных с ним дисциплин (модулей), нести ответственность за их реализацию в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком, формировать систему контроля качества образования, развивать у обучающихся потребность творческого отношения к процессу обучения (ПК-14);

способностью создавать необходимые условия для личностного, духовно-нравственного, художественно-эстетического и профессионального развития обучающихся, готовя их к осознанному выбору и выполнению определенных ролей и функций в обществе (ПК-15);

способностью использовать полученные в процессе обучения знания и навыки для формирования у обучающихся широкого кругозора и интереса к изучению отечественной и мировой культуры и искусства (ПК-16);

экспертная и исследовательская деятельность в сфере изобразительного искусства;

способностью проектировать монументально-декоративное оформление архитектурных объектов (ПК-17);

способностью организовать презентацию проекта заказчику (ПК-18);

способностью проводить экспертизу произведений художественного творчества, анализировать объекты искусства в контексте исторических и художественных традиций современного общества (ПК-19);

способностью исследовать процессы развития изобразительного искусства, культуры и образования (ПК-20);

организационно-управленческая деятельность:

способностью выполнять управленческие функции в государственных органах федерального, регионального, муниципального уровня, осуществляющих государственное управление в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия, в творческих союзах и обществах, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-21);

способностью разрабатывать перспективные и текущие программы деятельности организаций культуры, искусства и образования (ПК-22);

способностью организовывать выставки, осуществлять руководство творческими коллективами (ПК-23);

художественно-просветительская деятельность:

способностью владеть методиками художественно-эстетического воспитания в области культуры и изобразительного искусства (ПК-24);

способностью использовать приобретенные знания для популяризации изобразительного искусства и других видов художественного творчества - проводить экскурсии, выступать с лекциями, сообщениями, формировать выставки, экспозиции (ПК-25);

способностью дать профессиональную консультацию, провести художественно-эстетический анализ, оценку художественного произведения и явлений в изобразительном искусстве и художественном творчестве (ПК-26);

способностью взаимодействовать с многонациональным академическим профессиональным сообществом в интересах освещения фундаментальных и прикладных исследований в сфере художественной культуры и искусства (ПК-27);

способностью через работу в творческих союзах и объединениях влиять на формирование эстетических взглядов и развитие профессиональных навыков у молодого поколения художников (ПК-28).

5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.6. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.5 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.