Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1008).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:

культурную и социальную среду общества;

изобразительное искусство;

монументально-декоративное искусство;

скульптуру;

музейную деятельность и реставрационные работы;

архитектуру;

педагогическую и культурно-просветительскую деятельность;

художественное образование и художественно-эстетическое воспитание.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:

процесс воздействия искусства на культурную и социальную среду общества;

авторские произведения искусства, их создание и бытование через выставочную и другие виды профессиональной деятельности;

общественные архитектурные комплексы, здания общественного присутствия и культового назначения, архитектурные объекты частного строительства, произведения станковой и монументально-декоративной живописи;

произведения искусства и культуры, относящиеся к художественно-историческому наследию, требующие профессионального изучения или реставрации;

авторы произведений искусств и их творчество;

социальная и культурная жизнь общества и ее влияние на художественно-творческий процесс в сфере культуры и искусства;

периодическая печать, печатные издания и издательская деятельность;

система профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;

обучающиеся изобразительному искусству и процесс обучения определенным видам деятельности в сфере изобразительного искусства;

обучающиеся в системе профессионального художественного образования и художественно-эстетического воспитания;

учреждения культуры и профессиональные творческие коллективы, научно-творческие учреждения, профессиональные ассоциации;

процессы функционирования государственных, общественных и коммерческих организаций, в том числе, творческих союзов и объединений, способствующих созданию и распространению продуктов творчества;

процессы организационно-управленческой деятельности в сфере культуры и искусства;

процессы научного изучения искусства и художественной критики;

музейная и издательская сферы, средства массовой информации;

процессы художественного бизнеса.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

профессиональная творческая;

педагогическая в сфере художественного образования и эстетического воспитания;

экспертная и исследовательская в сфере изобразительного искусства;

организационно-управленческая;

художественно-просветительская.

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

профессиональная творческая деятельность:

создание самостоятельно и в составе творческих коллективов высокохудожественные произведения в области изобразительного, станкового, монументального и декоративно-прикладного искусства и других областях профессиональной деятельности в соответствии с программами подготовки организации;

наблюдение, анализ и обобщение явлений окружающей действительности, и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

владение практическими навыками работы в области различных видов изобразительного, монументального и декоративно-прикладного искусства;

педагогическая деятельность в сфере художественного образования и эстетического воспитания:

преподавание основ изобразительного искусства и смежных с ним дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление функции современного квалифицированного педагога, на высоком научно-методическом и педагогическом уровне вести процесс обучения и воспитания личности обучающегося в области изобразительного искусства различным художественным дисциплинам и видам творчества;

использование полученных практических знаний и навыков в преподавании рисунка, живописи, графики и композиции, монументального и декоративно-прикладного искусства, проведение лекций и практических занятий в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

участие в разработке образовательных программ, учебно-методических материалов и учебных пособий для достижения значимых результатов в изобразительном искусстве и педагогике;

разработка и внедрение инновационных (в том числе авторских) технологий обучения и воспитания для формирования у обучающихся профессиональных знаний, умений и навыков для достижения определенного результата;

планирование и осуществление учебно-воспитательного процесса, оценка потенциальных возможностей обучающихся, выстраивание стратегии обучения и воспитания, создание условий для успешного личностно-профессионального становления обучающихся;

формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов личности на основе исторических и национально-культурных традиций, способствовать творческому саморазвитию обучающихся, воспитывать патриотизм, уважение к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия;

совместно с профессиональным сообществом реализовывать современные формы и технологии художественного образования и эстетического воспитания, образовательные профессионально ориентированные (творческие, учебные, научные) программы с активным использованием социальных, психолого-педагогических и информационных технологий, радио, телевидения и иных технических средств коммуникации;

экспертная, исследовательская и проектно-производственная деятельность в области изобразительного искусства:

проведение научных исследований и методические разработки по отдельным разделам, этапам, заданиям, темам, связанным с конкретными видами профессиональной деятельности;

сбор, обработка, анализ и обобщение научной информации, передовой отечественный и зарубежный опыт, результаты экспериментов и наблюдений, связанных с профессиональной деятельностью;

участие в экспертизе произведений художественного творчества, проводить экспертно-консультационную деятельность в организациях, в том числе в учреждениях и общественных объединениях культуры;

создание эскизов и проектов монументально-декоративного оформления архитектурных объектов;

разработка и выполнение проектов с учетом специфики синтеза произведений архитектуры, монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, изобразительного и декоративного искусства применительно к реальной архитектурно-средовой ситуации, интерьерам и экстерьерам жилых, общественных и производственных зданий с учетом особенностей протекающих в них функциональных процессов, а также характеристик их оборудования;

владение навыками современной проектной графики;

организационно-управленческая деятельность:

участие в работе государственных органов федерального, регионального, муниципального уровня в сфере культуры, искусства, охраны культурного наследия;

способствование принятию обоснованных решений органами государственного управления и местного самоуправления по вопросам развития искусства, формирования художественной городской среды, художественного образования и воспитания;

художественно-просветительская деятельность:

содействие формированию художественно-эстетических взглядов общества через профессиональную, общественную и просветительскую деятельность;

содействие накоплению, сохранению и приумножению культурно-просветительских, духовно-нравственных и интеллектуальных ценностей, созданию и продвижению высокохудожественной продукции изобразительного искусства;

участие в организации и проведении выставок, конкурсов и мастер-классов, информационно-консультативных мероприятиях, пропагандировать достижения мирового и отечественного искусства, выступать с общедоступными лекциями и сообщениями;

участие в работе профессиональных творческих союзов, творческих объединений и коллективов;

использование новых научных фактов, сведений, учебно-познавательную информацию в сфере изобразительного искусства, с целью распространения художественно-эстетических знаний среди населения, повышения его общеобразовательного, общенаучного и культурного уровня;

содействие развитию собственного творческого потенциала и профессионального мастерства, участвовать в мероприятиях по повышению уровня профессиональной компетентности.