Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение N 1. Методика проведения конкурсного отбора и критерии принятия решения о распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета

Приложение N 1

к Порядку проведения конкурса

по распределению контрольных

цифр приема по профессиям,

специальностям и направлениям подготовки

и (или) укрупненным группам профессий,

специальностей и направлений подготовки

для обучения по образовательным

программам среднего профессионального

и высшего образования за счет

бюджетных ассигнований федерального

бюджета, утвержденному приказом

Министерства образования

и науки Российской Федерации

от 1 апреля 2015 г. N 340

МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСНОГО ОТБОРА И КРИТЕРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ КОНТРОЛЬНЫХ ЦИФР ПРИЕМА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

И НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ И (ИЛИ) УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ

СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТНЫХ АССИГНОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.07.2016 N 836)

1. Контрольные цифры приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - контрольные цифры приема) распределяются организациям, осуществляющим образовательную деятельность (далее - образовательные организации), в объеме, не превышающем предложений по установлению контрольных цифр приема по соответствующим специальностям и направлениям подготовки или укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, указанных в заявке образовательной организации.

2. Контрольные цифры приема, распределяемые в ходе конкурсного отбора, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации, в случае, когда заявки образовательных организаций содержат предложения в объеме меньшем, чем объем распределяемых в ходе такого конкурсного отбора контрольных цифр приема, перераспределяются на федеральном уровне.

3. При распределении контрольных цифр приема в рамках конкурсного отбора, проводимого на уровне субъектов Российской Федерации, учитываются показатели деятельности образовательной организации, расположенной на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (без учета филиалов, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации), или филиалов образовательных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. При распределении контрольных цифр приема в рамках конкурсного отбора, проводимого на федеральном уровне, учитываются показатели деятельности образовательной организации без учета ее местонахождения и филиалов (при наличии).

5. Критерием принятия решения о распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре является показатель потенциала образовательной организации по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки.

6. Значение показателя потенциала образовательной организации по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки рассчитывается по следующей формуле:

00000001.wmz, где:

PPV - показатель потенциала образовательной организации;

PEV - значение показателя эффективности деятельности образовательной организации;

T - показатель, характеризующий трудоустройство выпускников, рассчитываемый как отношение выпускников образовательной организации (далее - выпускники), трудоустроившихся за отчетный период, к общему количеству выпускников за вычетом продолживших обучение на следующем уровне высшего образования, умноженное на 100 <1>;

--------------------------------

<1> Данный показатель используется при распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

Под трудоустроившимися выпускниками понимаются выпускники, в отношении которых имеются данные Пенсионного фонда Российской Федерации о перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, если было хотя бы одно перечисление страховых взносов за выпускника в отчетном периоде.

За отчетный период принимается календарный год, следующий за годом выпуска и предшествующий году, в котором проводится конкурс.

PEP - показатель эффективности реализуемых образовательной организацией образовательных программ бакалавриата и программ специалитета (00000002.wmz), программ магистратуры (00000003.wmz) и программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (00000004.wmz);

B - показатель, характеризующий структуру контингента обучающихся в образовательной организации по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (далее - обучающиеся) по областям образования, определяемый для каждой области образования, в которые входят специальности и направления подготовки или укрупненные группы специальностей и направлений подготовки, указанные в заявке образовательной организации, исходя из отношения обучающихся по специальностям и направлениям подготовки или укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, относящимся к соответствующей области образования, к общему количеству обучающихся, умноженного на 100 <1>.

--------------------------------

<1> Контингент обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре учитывается в соответствии с данными отчетов по соответствующим формам федерального статистического наблюдения за год, предшествующий году, в котором проводится конкурс.

Данный показатель для всех специальностей или направлений подготовки или укрупненных групп специальностей или направлений подготовки, входящих в соответствующую область образования, принимает значение:

равное 0,6 в случае, если количество обучающихся по соответствующей области образования составляет менее 10% от общего количества обучающихся в образовательной организации;

равное 1,5 в случае, если количество обучающихся по соответствующей области образования составляет более 75%;

равное 1,0 в остальных случаях;

R - показатель, характеризующий возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки, рассчитываемый как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых экспертным путем этой образовательной организации по данному показателю.

Баллы, присуждаемые заявке образовательной организации по указанному показателю, рассчитываются по формуле:

00000005.wmz, где:

00000006.wmz - сумма баллов, присуждаемая заявке образовательной организации по указанному показателю;

00000007.wmz - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией заявке i-ой образовательной организации на участие в конкурсе по j-му критерию, где количество установленных критериев находится в диапазоне от 1 до g.

Данный показатель используется при проведении конкурсного отбора на уровне субъектов Российской Федерации.

Максимальное значение данного показателя в баллах указывается в объявлении о проведении конкурса;

D - показатель, отражающий факт наличия профессионально-общественной аккредитации образовательных программ по соответствующим специальностям и направлениям подготовки, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема. Значение данного показателя в баллах указывается в объявлении о проведении конкурса и не должно превышать 10 баллов.

7. Значение показателя эффективности деятельности образовательной организации (PEV) рассчитывается по следующей формуле:

00000008.wmz, где:

00000009.wmz - нормированное значение по каждому показателю деятельности образовательной организации;

00000010.wmz - средний балл единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) студентов, принятых на обучение по очной форме по образовательным программам бакалавриата и специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс <1>;

--------------------------------

<1> Данный показатель используется при распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата и программам специалитета.

00000011.wmz - отношение объема доходов образовательной организации от использования результатов интеллектуальной деятельности к численности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и научных работников (далее совместно - НПР), умноженное на 100;

00000012.wmz - количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР, рассчитываемое как отношение количества опубликованных статей в рецензируемых научных журналах мира, которые учитываются при расчете индекса цитируемости в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science, к численности НПР, умноженное на 100;

00000013.wmz - доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного НПР, рассчитанные как отношение общего объема выполненных исследований и разработок к численности НПР;

М - показатель, характеризующий долю контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, рассчитываемый как отношение численности контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, приведенного к очной форме обучения, к общей численности контингента обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, приведенного к очной форме обучения, умноженное на 100 <1>;

--------------------------------

<1> Данный показатель используется при распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

00000014.wmz - доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР, рассчитанные как отношение бюджетных и внебюджетных средств, полученных образовательной организацией, к численности НПР;

Ф2 - отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) (далее - среднемесячный доход от трудовой деятельности) в соответствующем субъекте Российской Федерации, рассчитываемое как отношение фонда начисленной заработной платы НПР, деленного на среднесписочную численность НПР <1> и количество месяцев в году, к среднемесячному доходу от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации, выраженное в процентах;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 11.07.2016 N 836)

(см. текст в предыдущей редакции)

--------------------------------

<1> Среднесписочная численность НПР определяется путем суммирования среднесписочной численности НПР за все месяцы отчетного периода и деления полученной суммы на количество месяцев в отчетном периоде. Среднесписочная численность НПР за месяц исчисляется путем суммирования численности НПР списочного состава за каждый календарный день месяца и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Лица, работавшие неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором или переведенные с письменного согласия работника на работу с неполным рабочим временем, при определении среднесписочной численности учитываются пропорционально отработанному времени.

Работники, получающие в одной организации две, полторы ставки или оформленные в одной организации как внутренние совместители, учитываются в списочной численности работников как один человек.

Не включаются в списочную и среднесписочную численность работники: находящиеся в отпусках по беременности, родам и в отпусках по уходу за ребенком.

Средняя численность внешних совместителей исчисляется пропорционально фактически отработанному времени.

n - принимает значение, равное 4, при распределении контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры и значение, равное 3, при распределении контрольных цифр приема по направлениям подготовки и (или) укрупненным группам направлений подготовки для обучения по образовательным программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

8. Нормировка значений по каждому показателю деятельности образовательной организации осуществляется посредством рейтингования образовательных организаций.

Рейтинговое значение каждого i-ого показателя деятельности строится из уникальных значений показателя из полного набора данных по данному показателю по всем образовательным организациям, принимающим участие в конкурсе, по следующей формуле:

00000015.wmz, где:

V - число уникальных значений i-ого показателя в наборе данных по всем образовательным организациям, принимающим участие в конкурсе;

00000016.wmz - позиция образовательной организации (начиная с первой) в рейтинге, содержащем только уникальные значения показателя, определяемая в порядке убывания показателя деятельности образовательной организации.

Образовательные организации в зависимости от рейтингового значения каждого показателя разбиваются на три группы:

первую группу составляют образовательные организации, которые имеют 12,5% лучших рейтинговых значений соответствующего показателя. Для этих образовательных организаций распределяется 70% суммарного значения нормированных значений показателей деятельности образовательных организаций по i-ому показателю пропорционально месту образовательной организации в рейтинге l по данному показателю;

вторую группу составляют 50% от общего числа образовательных организаций, имеющих более высокие после первой группы значения соответствующего рейтингового показателя. Для этих образовательных организаций распределяется 20% суммарного значения нормированных значений показателей деятельности образовательных организаций по i-ому показателю пропорционально месту образовательной организации в рейтинге l по данному показателю;

третью группу составляют оставшиеся образовательные организации. Для этих образовательных организаций распределяется 10% суммарного значения нормированных значений показателей деятельности образовательных организаций по i-ому показателю пропорционально месту образовательной организации в рейтинге l по данному показателю.

Таким образом, нормированные значения по i-ому показателю деятельности образовательных организаций определяются из соотношений:

00000017.wmz; 00000018.wmz; 00000019.wmz, где:

N - число образовательных организаций, принимающих участие в конкурсном отборе.

Коэффициенты линейного преобразования выбираются из условия непрерывности полученной линии распределения.

При этом значение показателя для образовательной(-ых) организации(-ий), занимающей(-их) первую позицию в рейтинге, принимается равным 100; значение показателя для образовательной(-ых) организации(-ий), занимающей(-их) последнюю позицию в рейтинге, приравнивается к нулю.

9. В качестве показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы бакалавриата и специалитета (00000020.wmz), используется нормированное значение среднего балла ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки образовательной организации, приведенное к единому виду распределения для выборки образовательных организаций, участвующих в конкурсном отборе на уровне субъекта Российской Федерации или на федеральном уровне.

Нормировка значений среднего балла ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки осуществляется по формуле:

00000021.wmz, где

00000022.wmz - среднее значение по выборке средних баллов ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки для образовательных организаций, участвующих в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъектов Российской Федерации или на федеральном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки;

x - средний балл ЕГЭ для специальности или направления подготовки или укрупненной группы специальностей или направлений подготовки образовательной организации;

00000023.wmz - среднеквадратичное отклонение по выборке средних баллов ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки для образовательных организаций, участвующих в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъектов Российской Федерации или на федеральном уровне по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки;

00000024.wmz - среднеквадратичное отклонение по выборке нормированных значений показателей деятельности образовательных организаций, участвующих в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъектов Российской Федерации или на федеральном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки.

00000025.wmz - среднее значение по выборке нормированных значений показателей деятельности для образовательных организаций, участвующих в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъектов Российской Федерации или на федеральном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки.

Средний балл ЕГЭ для специальности или направления подготовки или укрупненной группы специальностей или направлений подготовки образовательной организации рассчитывается по следующей формуле:

00000026.wmz, где:

00000027.wmz - средний балл ЕГЭ k-го студента, рассчитанный как отношение суммы результатов ЕГЭ k-го студента, признаваемых как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, на которые осуществляется прием, к числу таких предметов в году, предшествующем году, в котором проводится конкурс.

Средние баллы ЕГЭ по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки, реализуемой образовательной организацией, рассчитывают исходя из данных о ЕГЭ лиц, зачисленных на обучение по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц по соответствующим специальностям или направлениям подготовки.

Средние баллы ЕГЭ рассчитываются по специальностям или направлениям подготовки, на обучение по которым поступило не менее 10 человек. В случае если на обучение по специальности или направлению подготовки поступило менее 10 человек, средние баллы ЕГЭ рассчитываются по той укрупненной группе специальностей или направлений подготовки, в которую входит соответствующая специальность или направление подготовки. Если прием на соответствующую укрупненную группу специальностей или направлений подготовки составлял менее 10 человек, средние баллы ЕГЭ рассчитываются по образовательной области, к которой относится укрупненная группа специальностей или направлений подготовки.

К расчету принимаются данные о результатах ЕГЭ лиц, принятых по общему конкурсу и без вступительных испытаний.

Для расчета в отношении лиц, принятых без вступительных испытаний, результаты таких студентов признаются как наивысшие результаты ЕГЭ (100 баллов) по всем общеобразовательным предметам, соответствующим специальности или направлению подготовки, на которые осуществляется прием.

K - количество студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки.

10. В качестве показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы магистратуры (00000028.wmz), используются показатели публикационной активности НПР образовательной организации и расходы образовательной организации на научные и исследовательские разработки в соответствующей области науки.

Показатель, характеризующий эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы магистратуры, рассчитывается по следующей формуле:

00000029.wmz, где:

00000030.wmz - нормированное значение по каждому показателю деятельности образовательной организации.

Нормировка значений показателей осуществляется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики;

j - область науки;

00000031.wmz - количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых "Российский индекс научного цитирования" (далее - РИНЦ), в расчете на 100 НПР, рассчитанное как отношение количества цитирований публикаций по соответствующей области науки в изданиях, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и РИНЦ, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, к численности НПР, умноженное на 100, по следующей формуле:

00000032.wmz, где:

00000033.wmz - количество цитирований статей, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science отдельно по соответствующей области науки;

00000034.wmz - количество цитирований статей, опубликованных за 5 лет, предшествующих году, в котором проводится конкурс, в РИНЦ отдельно по соответствующей области;

NPR - численность НПР;

00000035.wmz - отношение объема внутренних затрат образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям науки, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, к численности НПР.

11. В качестве показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы аспирантуры (00000036.wmz), используются показатели публикационной активности НПР образовательной организации, расходы образовательной организации на научные и исследовательские разработки по соответствующей области науки, а также показатель, характеризующий эффективность функционирования аспирантуры.

Показатель, характеризующий эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы аспирантуры, рассчитывается по следующей формуле:

00000037.wmz, где:

00000038.wmz - нормированное значение по каждому показателю деятельности образовательной организации.

Нормировка значений показателей осуществляется в соответствии с пунктом 8 настоящей Методики.

Показатели 00000039.wmz и 00000040.wmz рассчитываются в соответствии с расчетом показателя, характеризующего эффективность реализуемой образовательной организацией образовательной программы магистратуры (00000041.wmz);

00000042.wmz - среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих году, в котором проводится конкурс, рассчитываемое как отношение количества защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в срок за два года, предшествующих году, в котором проводится конкурс, к численности выпуска аспирантов за два года, предшествующих году, в котором проводится конкурс, умноженное на 100;

c - направление подготовки и (или) укрупненная группа направлений подготовки.

12. Объем контрольных цифр приема по специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки для образовательной организации, участвующей в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъекта Российской Федерации или на федеральном уровне, рассчитывается по формуле:

00000043.wmz, где:

КЦП - объем контрольных цифр приема по специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки для образовательной организации, участвующей в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъекта Российской Федерации или на федеральном уровне;

Z - объем предложений по установлению контрольных цифр приема по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки в заявке образовательной организации;

00000044.wmz - максимальное значение потенциала образовательных организаций, участвующих в конкурсном отборе, проводимом на уровне субъектов Российской Федерации или на федеральном уровне, по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки;

PPV - потенциал образовательной организации по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки;

b - коэффициент, который определяется из условия 00000045.wmz для 00000046.wmz, рассчитанное значение КЦП округляется до ближайшего целого. Суммирование КЦП проводится по заявкам всех образовательных организаций, подавших заявку на участие в конкурсе по данной специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки;

Q - объем контрольных цифр приема по соответствующей специальности или направлению подготовки или укрупненной группе специальностей или направлений подготовки, распределяемый в ходе проведения конкурса.

13. Критерием принятия решения о распределении контрольных цифр приема по специальностям и (или) укрупненным группам специальностей для обучения по образовательным программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки является экспертная оценка потенциала образовательной организации по 100-балльной шкале.

Потенциал образовательной организации рассчитывается как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии, присуждаемых экспертным путем i-ой образовательной организации.

Баллы, присуждаемые заявке i-ой образовательной организации, рассчитываются по формуле:

00000047.wmz, где:

00000048.wmz - сумма баллов, присуждаемая заявке i-ой образовательной организации;

00000049.wmz - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое конкурсной комиссией заявке i-ой образовательной организации на участие в конкурсе по j-му критерию, где количество установленных критериев находится в диапазоне от 1 до g.