<Письмо> Банка России от 26.08.1998 N 183-Т "О правильности и своевременности составления бюджетной отчетности в I полугодии 1998 года"

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ

ПИСЬМО

от 26 августа 1998 г. N 183-Т

О ПРАВИЛЬНОСТИ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ В I ПОЛУГОДИИ 1998 ГОДА

Центральный банк Российской Федерации проанализировал представленную территориальными учреждениями Банка России в январе - июне 1998 года бюджетную отчетность (формы N N 911, 912, 913, 924), годовые отчеты по доходам федерального бюджета за 1997 год, а также соблюдение порядка финансирования расходов федерального бюджета за счет поступлений федеральных налогов, собираемых в субъектах Российской Федерации, и отмечает следующее.

Большинство территориальных учреждений Банка России своевременно и в полном объеме представляло указанные отчеты.

Своевременно и качественно представлялась вся бюджетная отчетность Главными управлениями Банка России по Хабаровскому и Приморскому краям, по Брянской, Владимирской, Воронежской, Нижегородской, Ивановской, Иркутской, Калужской, Костромской, Курской, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Псковской, Саратовской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ульяновской областям, Национальными банками Республик Коми, Марий - Эл, Удмуртской Республики.

Однако отдельные территориальные учреждения отчетность представляют в Главный центр информатизации при Банке России со значительным опозданием, отчеты составляются с арифметическими ошибками, имеют место случаи представления недостоверной информации.

Неправильно составленные отчеты и последующие исправления приводят к задержке представления отчета о кассовом исполнении федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службе Российской Федерации.

В отдельных случаях, из-за позднего представления территориальными учреждениями в Банк России изменений в отчет о кассовом исполнении федерального бюджета, невозможно внести изменения в составленный сводный отчет о кассовом исполнении федерального бюджета за отчетный период, что приводит к искажению сводной отчетности в целом по Российской Федерации.

В I полугодии 1998 года 14 территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации после представления в установленный срок впоследствии вносили изменения в оперативные отчеты по формам N N 911, 912, 914 и 924. Так, Главное управление Банка России по Самарской области четырежды, Национальные банки Республик Мордовия и Тыва - трижды, Главное управление Банка России по Красноярскому краю, Национальный банк Республики Калмыкия - дважды после установленных сроков представления отчетности по формам N 911 и N 912 вносили изменения в представленную отчетность. Главным управлением Банка России по Тюменской области - четырежды, по Белгородской области - дважды в первом полугодии текущего года вносились изменения в оперативную отчетность по формам N N 914 и 924.

В связи с нарушением установленного порядка передачи отчетных данных и сбоем в программном обеспечении Главным управлением Банка России по Самарской области в январе - июне 1998 года трижды (по состоянию на 10.01.98, 01.03.98 и 01.05.98) вносились изменения в отчет о кассовом исполнении федерального бюджета (форма N 912).

Из-за представления отчетности не в тысячах рублей, как это установлено Указаниями Банка России от 14 ноября 1997 года N 27-У "О порядке составления и представления отчетности территориальными учреждениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации", а в рублях, Национальные банки Республик Калмыкия (на 9 и 10 января 1998 года), Дагестан (на 10 января 1998 года), Главные управления Банка России по Красноярскому и Ставропольскому краям (на 10 января 1998 года) вносили изменения в отчет по формам N 911 и N 912.

По причине представления недостоверной информации расчетно - кассовыми центрами Национального банка Республики Мордовия (по состоянию на 01.02.98, 01.03.98), Главных управлений Банка России по Кемеровской (на 10.01.98) и Томской (на 25.01.98) областям территориальные учреждения Банка России этих регионов вносили изменения в оперативную отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета по форме N 912 после установленных сроков ее представления в Главный центр информатизации при Банке России.

Кроме того, по 6-ти территориальным учреждениям Банка России имели место случаи непредставления бюджетной отчетности, в том числе Национальными банками Республик Бурятия и Дагестан в I полугодии 1998 года дважды не была представлена отчетность об остатках средств на счетах по учету доходов федерального бюджета по форме N 911 (соответственно на 27.02.98, 28.04.98 и 13.01.98, 29.01.98). По одному случаю допустили Национальный банк Республики Тыва (на 27.02.98), Главные управления Центрального банка Российской Федерации по Ингушской Республике (на 30.01.98) и по Амурской области (на 12.02.98). Главным управлением Банка России по Магаданской области не был представлен оперативный отчет по форме N 912 (на 15.05.98).

При этом следует отметить, что такие территориальные учреждения Банка России, как Главные управления Банка России по Белгородской, Самарской и Читинской областям, Национальные банки Республик Бурятия, Дагестан, Калмыкия и Мордовия, допустившие нарушения при составлении и представлении отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета и об остатках средств на счетах по учету доходов федерального бюджета в январе - июне 1998 года, допускали нарушения при составлении указанной отчетности и в 1997 году, что отмечалось в письме Банка России от 11.11.97 N 10-Т.

В 1998 году продолжают иметь место нарушения порядка финансирования расходов федерального бюджета за счет поступлений федеральных налогов, собираемых в этих субъектах Российской Федерации, установленного совместными указаниями Минфина России, Госналогслужбы России и Банка России (совместная телеграмма Минфина России от 03.06.95 N 3-В1-07/62, Госналогслужбы России от 03.06.95 N ВГ-6-03/312 и Банка России от 05.06.95 N 72-95 с учетом изменений и дополнений). В результате допущенных нарушений в отдельных регионах сумма доходов, перечисленных со счета N 40103 "Доходы федерального бюджета, перечисленные на финансирование расходов" на счет N 40105 "Средства федерального бюджета" на финансирование расходов федерального бюджета, в ряде случаев превысила сумму налогов, поступивших на счета по учету доходов федерального бюджета за период между датами оперативного отчета о кассовом исполнении федерального бюджета по форме N 912.

КонсультантПлюс: примечание.

Телеграмма Минфина РФ от 03.06.1995 N 3-В1-07/62, Госналогслужбы РФ от 03.06.1995 N ВГ-6-03/312, ЦБ РФ от 05.06.1995 N 72-95 утратила силу в связи с изданием письма Минфина РФ от 25.03.2002 N 03-07-08/2, МНС РФ от 28.03.2002 N БГ-15-09/205, ЦБ РФ от 16.03.2002 N 1122-У.

Так, Главные управления Центрального банка Российской Федерации по Иркутской, Кемеровской, Омской, Псковской, Челябинской областям, Национальные банки Республик Тыва и Чувашия допустили превышения на общую сумму 6,8 млн. рублей. При этом Национальный банк Республики Тыва дважды допустил указанное превышение на общую сумму 0,1 млн. рублей.

Сроки, объем, порядок составления и представления годовых отчетов за 1997 год были определены Указанием Банка России "О порядке составления и представления годового отчета по доходам федерального бюджета за 1997 год" от 31.12.97 N 127-У.

Следует отметить, что наиболее качественно и полно представлены годовые отчеты по доходам федерального бюджета за 1997 год Главными управлениями Банка России по Алтайскому и Краснодарскому краям, Камчатской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Сахалинской, Тульской, Ульяновской областям, г. Москве, Национальными банками Республик Мордовия и Чувашия.

Как показал анализ правильности составления и своевременности представления территориальными учреждениями Центрального банка Российской Федерации годовых отчетов по доходам федерального бюджета за 1997 год, из 79 Главных управлений (Национальных банков) Банка России 44 представили указанные отчеты с нарушением установленных сроков, с наличием ошибок или не в полном объеме.

Так, позднее установленного срока представлены годовые отчеты по доходам федерального бюджета за 1997 год Главными управлениями Банка России по Волгоградской (10 дней), Амурской областям (7 дней), Национальными банками Республик Дагестан (7 дней), Северная Осетия - Алания (7 дней), Главными управлениями Банка России по Приморскому (6 дней), Хабаровскому (6 дней) краям, Самарской (6 дней) и Читинской (6 дней) областям.

В нарушение Указания Банка России от 31 декабря 1997 года N 127-У "О порядке составления и представления годового отчета по доходам федерального бюджета за 1997 год", Главные управления Банка России по Белгородской, Калининградской, Камчатской, Омской, Самарской областям, Национальный банк Республики Тыва не указали в годовом отчете по доходам федерального бюджета за 1997 год (ф. N 14) сумму остатка по балансовому счету N 100, перечисленного на отдельный транзитный счет N 100800, открытый в ОПЕРУ-1 при Банке России.

Главные управления Банка России по Хабаровскому краю, Белгородской, Магаданской, Ростовской областям, Ингушской Республике и Национальный банк Республики Марий - Эл не заверили годовые отчеты о доходах федерального бюджета за 1997 год (ф. N 14) оттиском печати Главного управления Банка России, как это было предусмотрено в вышеназванном указании.

В неполном объеме, без анализа причин снижения или роста отчетных данных по форме N 14 по сравнению с данными ежемесячного отчета (ф. 412) на 1 января 1998 года и данными баланса, состояния обслуживания бюджетов всех уровней, а также бюджетных организаций и учреждений, составлены объяснительные записки к годовому отчету по доходам федерального бюджета за 1997 год Главными управлениями Банка России по Калужской области, Ингушской Республике, Национальными банками Республик Марий - Эл и Северная Осетия - Алания, Еврейской автономной области.

Ошибки в составлении приложения N 13 к годовому отчету по доходам федерального бюджета за 1997 год свидетельствуют о недостатках в учете и анализе показателей, учитываемых на балансовых счетах N N 192, 194 и 804 как в учреждениях Банка России, так и в кредитных организациях.

Так, первоначально представленные материалы по приложению N 13 Главных управлений Банка России по Ставропольскому краю, Костромской и Саратовской областям, Национального банка Республики Карелия не были сверены с балансовыми данными по кредитными организациям.

Согласно данным отчетов по приложению N 13 кредитные организации, расположенные на территории Свердловской области и г. Москвы, на балансовом счете N 194 учитывали ценные бумаги, не относящиеся к государственным.

Представленные в отчетах Главными управлениями по Читинской и Ярославской областям, Национальным банком Республики Хакасия данные по балансовому счету N 194 не были сверены с аналогичными данными, представленными подразделениями по экономической работе и по работе с ценными бумагами.

Как свидетельствует информация, поступившая от территориальных учреждений Банка России, операции со средствами федерального бюджета по окончании 1997 года проведены учреждениями Банка России и кредитными организациями, в основном, в соответствии с указаниями Центрального банка Российской Федерации от 24 ноября 1997 года N 31-У и N 32-У и в сроки, установленные регламентом работы учреждений Банка России в период с 30 декабря 1997 года по 6 января 1998 года, утвержденным Приказом Банка России от 3 декабря 1998 года N 01-277.

Проведенный анализ имеющихся отчетных данных кассового исполнения федерального бюджета за 1997 год показал, что в целом по Российской Федерации по балансам действующих кредитных организаций по состоянию на 1 января 1998 года остатки на балансовых счетах N 090 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства между бюджетами различных уровней" и N 100 "Доходы федерального бюджета" отсутствуют.

Остаток средств федерального бюджета по балансовому счету N 120 "Средства федерального бюджета" составил 2 тыс. деноминированных рублей. Указанный остаток числился по балансу кредитной организации "Интерконтиненталь" города Москвы, которая в нарушение Указания Центрального банка Российской Федерации от 24 ноября 1997 года N 32-У "О сроках совершения операций со средствами федерального бюджета по окончании 1997 года в кредитных организациях (филиалах)" не перечислила вышеуказанную сумму на соответствующий лицевой счет балансового счета N 158 "Средства федерального бюджета прошлого года".

Налоги и другие обязательные платежи, поступившие в кредитных организациях в 1997 году, но не перечисленные на транзитные счета по учету доходов федерального бюджета в учреждения Центрального банка Российской Федерации из-за недостатка или отсутствия средств на корреспондентских счетах этих кредитных организаций, отзыва лицензий на осуществление банковских операций у отдельных кредитных организаций, учитывались в кредитных организациях на балансовом счете N 915 "Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации", а в Якутском региональном филиале Агропромбанка на балансовом счете N 904 "Прочие дебиторы и кредиторы".

В нарушение Указания Центрального банка Российской Федерации от 24 ноября 1997 года N 32-У "О сроках совершения операций со средствами федерального бюджета по окончании 1997 года в кредитных организациях (филиалах)" Новгородским банком Сберегательного банка Российской Федерации 31 декабря 1997 года не были перечислены доходы федерального бюджета на транзитный счет в ГРКЦ Главного управления Банка России по Новгородской области в сумме 0,4 тыс. деноминированных рублей, которые на 1 января 1998 года оставались в отделениях Новгородского банка Сбербанка России на балансовом счете N 904 и в первые рабочие дни 1998 года были перечислены на транзитный счет по учету доходов федерального бюджета в ГРКЦ Главного управления Банка России по Новгородской области.

В результате отсутствия должного контроля со стороны Главных управлений Банка России по Алтайскому краю, Амурской, Камчатской, Липецкой, Пермской областям, Национальных банков Республик Бурятия, Дагестан и Татарстан в нарушение Указания Банка России от 26 декабря 1997 года N 108-У "О внесении изменений и дополнений в письмо Банка России от 20 декабря 1996 года N 381" по состоянию на 15 января 1998 года имели место остатки средств на балансовом счете N 40113 "Средства федерального бюджета прошлого года, выделенные государственным предприятиям, организациям и учреждениям" и N 40114 "Средства федерального бюджета прошлого года, выделенные негосударственным предприятиям, организациям и учреждениям".

С многочисленными ошибками территориальными учреждениями Банка России представлена информация о счетах по учету внебюджетных средств учреждений, организаций и предприятий, финансируемых за счет средств федерального бюджета, согласно Указанию Банка России от 04.02.98 N 50-Т.

Главные управления Банка России по Архангельской, Волгоградской, Курганской, Курской, Тюменской, Ярославской областям, Республике Ингушетия, по городам Москве и Санкт - Петербургу, Национальный банк Республики Татарстан не проанализировали представленную кредитными организациями и их филиалами информацию, что привело к искажению сводной информации. В результате Банк России был вынужден повторно затребовать вышеназванные сведения.

Банк России указывает на недопустимость подобных фактов при выполнении его указаний.

В связи с фактами невыполнения отдельными кредитными организациями требований Банка России по составлению и представлению отчетности в Центральный банк Российской Федерации территориальным учреждениям Банка России необходимо усилить контроль за выполнением кредитными организациями положений Указания Банка России от 24.10.97 N 7-У "О порядке составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации", утвержденного Приказом Банка России от 24.10.97 N 02-469 (с учетом изменений и дополнений).

При проведении в кредитных организациях (филиалах) проверок следует обращать внимание на вопросы правильности составления и своевременного представления кредитными организациями (филиалами) отчетов о кассовом исполнении федерального бюджета, об остатках средств на счетах по учету доходов федерального бюджета и об остатках средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов, при этом руководствуясь Методическими рекомендациями по проверке в кредитных организациях (филиалах) операций, совершаемых по счетам по учету доходов федерального бюджета и средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов (письмо Банка России от 23.12.97 N 53-Т).

К кредитным организациям, нарушающим требования данного Указания, должны применяться меры воздействия, предусмотренные статьей 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Вместе с тем, территориальным учреждениям Банка России необходимо принять меры к улучшению анализа данных отчетности, представляемой учреждениями Банка России, кредитными организациями и их филиалами.

С.В.АЛЕКСАШЕНКО