4.2.1. Управление стоимостью владения АТС, стимулирование обновления автомобильного парка

4.2.1. Управление стоимостью владения АТС, стимулирование

обновления автомобильного парка

Автотранспортные средства являются наиболее опасными с точки зрения загрязнения окружающей среды (рисунок 28). Учитывая высокий средний возраст парка автотранспортных средств в стране (легковые - 12 лет, легкие коммерческие автомобили - 12 лет, грузовые - 19 лет, автобусы - 15 лет), необходимо предусмотреть эффективные меры для обновления парка во всех сегментах автомобильного рынка.

00000029.png

Рисунок 29 - Вклад АТС разных экологических классов

в загрязнение окружающей среды

Формирование парка автотранспортных средств с учетом распределения по экологическим классам является инструментом, обеспечивающим естественное выбытие из эксплуатации устаревших автотранспортных средств и, как следствие, стимулирует развитие рынка новых автотранспортных средств.

В Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года задачи обеспечения экологической безопасности транспорта выделены как приоритетные:

1) обеспечение экологической безопасности транспорта путем повышения технического уровня транспортных средств, регистрируемых на территории России, усиление контроля над техническим состоянием эксплуатируемых транспортных средств по экологическим показателям;

2) ограничение выбросов климатических газов и безопасная утилизация отходов транспортных предприятий;

3) стимулирование модернизации и обновления парка автотранспортных средств, ускорения выведения из эксплуатации и утилизации старых автомобилей.

Конкретные меры, направленные на обновление парка, приведут к стимулированию рынка и, как следствие, к стимулированию производства новых авто.

Необходимо использовать конкретные механизмы, позволяющие увеличить стоимость владения автотранспортным средством более низкого по сравнению с действующим экологического класса и уменьшить стоимость владения автотранспортными средствами с более высоким экологическим классом. В таком случае эксплуатация старого неэкологичного транспорта станет просто невыгодной, и россияне пересядут на более "чистые" автомобили либо вовсе откажутся от эксплуатации экологически неблагополучных автомобилей. Таким образом, Россия приблизится к европейской практике формирования парка автотранспортных средств, когда с целью обеспечения экологической и транспортной безопасности стимулируют владельцев приобретать и использовать новые, экологически более чистые автотранспортные средства, а подержанные, утратившие свои потребительские качества и характеристики автотранспортные средства, сдавать для утилизации в специализированные приемные пункты. Европейская и мировая практики показывают, что при дифференцировании стоимости владения автотранспортным средством по экологии и создании структуры рециклинга, скорость выбытия составляет 7 - 8% в год.

В качестве возможных механизмов, позволяющих дифференцировать стоимость владения автотранспортным средством, могут быть применены:

- отдельный экологический налог;

- экологический коэффициент для транспортного налога;

- коэффициент для ставок ОСАГО, позволяющий дифференцировать стоимость ОСАГО от возраста автомобиля.

Предполагается также учитывать экологическую обстановку в регионе для формирования экологических коэффициентов (рисунок 29). При этом необходимо выделить крупные города и присвоить им коэффициенты в зависимости от степени загрязнения.

00000030.png

Рисунок 30 - Средние коэффициенты ставки транспортного

налога по регионам

Кроме того, с целью социальной защиты представителей наиболее незащищенных слоев населения, владеющих автомобилем с экологическим классом ниже текущего на протяжении уже долгого времени и не имеющих возможность заменить его на более современный, предлагается экологический налог сделать минимальным, несущественным для бюджета домохозяйств. С другой стороны, следует значительно повышать экологический налог для автомобилей с экологическим классом ниже текущего при перерегистрации таких транспортных средств. Такой подход с одной стороны позволит малообеспеченным гражданам владеть автомобилем с низким экологическим классом достаточно долгое время вплоть до потери потребительских свойств автомобиля, что обеспечит социальное равенство, с другой стороны будет ограничивать перерегистрацию экологически неблагополучных автомобилей в будущем. Единственным разумным выходом из сложившейся ситуации будет утилизация устаревшего автомобиля, что естественным образом приведет к увеличению объемов выбытия устаревших и наиболее экологически неблагополучных автомобилей.