Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

10. Проведение плановой проверки

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения плановой проверки, является наступление периода времени календарного года, в течение которого соответствующему органу ГПН надлежит провести запланированную в установленном порядке проверку объекта защиты, органа власти.

Предметом плановой проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Плановая проверка проводится в форме выездной проверки по месту нахождения объекта защиты, органа власти.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом ГПН не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В случае проведения плановой проверки объекта защиты, правообладателем которого является член саморегулируемой организации, орган ГПН дополнительно уведомляет саморегулируемую организацию не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения органа ГПН о проведении плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, в том числе:

- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- содержание территории, зданий, сооружений и помещений, технологических установок, инженерных сетей;

- состояние эвакуационных путей и выходов;

- наличие и исправность индивидуальных и коллективных средств спасения;

- наличие, правильность монтажа и работоспособность систем противопожарной защиты, а именно:

- средства огнезащиты;

- системы противодымной защиты;

- заполнение в проемах противопожарных преград;

- лестницы пожарные наружные стационарные, ограждения кровли;

- внутренний противопожарный водопровод;

- системы автоматической пожарной сигнализации;

- огнетушащие вещества;

- системы автоматического пожаротушения;

- электроустановки и электрооборудование;

- системы оповещения и управления эвакуацией;

- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

- создание и содержание пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения работников предприятий мерам пожарной безопасности;

- наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в области пожарной безопасности;

- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними.

В случае проведения расчета пожарного риска на объект защиты проверяется только обоснованность применения исходных данных, используемых для проведения расчета пожарного риска, и соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска на объект защиты, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случае выяснения в ходе проверки несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям плановая проверка продолжается с проведением проверки выполнения требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах и с вынесением мотивированного решения лица (лиц), проводящего (проводящих) проверку, о непринятии результатов расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты, в котором указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска на объекте защиты предъявляемым требованиям.

Одновременно с [5] вступили в действие "Правила проведения расчетов по оценке пожарного риска", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 272. Данные Правила устанавливают порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска в случаях, установленных [5], при составлении декларации пожарной безопасности.

Расчеты по оценке пожарного риска проводятся путем сопоставления расчетных величин пожарного риска с соответствующими нормативными значениями пожарных рисков, установленными [5].

Определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утвержденным МЧС России:

1. Приказ МЧС России от 30.06.2009 N 382 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности".

2. Приказ МЧС России от 10.07.2009 N 404 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах".

Расчеты по оценке пожарного риска оформляются в виде отчета, в который включаются:

- наименование использованной методики;

- описание объекта защиты, в отношении которого проведен расчет по оценке пожарного риска;

- результаты проведения расчетов по оценке пожарного риска;

- перечень исходных данных и используемых справочных источников информации;

- вывод об условиях соответствия (несоответствия) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

В случае соответствия расчета по оценке пожарного риска на объект защиты предъявляемым требованиям осуществляется проверка в соответствии настоящего пункта:

- выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

- готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

- создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

- наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания обязательных требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

- наличие лицензии юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

- наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции нормативным требованиям;

- разработка для производств планов тушения пожаров;

- наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

- соответствие уведомления о начале деятельности виду деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;

- выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

В обобщенном виде алгоритм проведения проверки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности приведен на рисунке 2. В указанном алгоритме рассматривается методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности, как наиболее часто используемая.

На рисунках 3, 4 приведен алгоритм проведения проверки соответствия объектов защиты типовым требованиям пожарной безопасности и риск-ориентированными требованиями.

┌────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Проверка выполнения требований пожарной безопасности, │

│ установленных техническими регламентами, принятыми в │

│ соответствии с Федеральным законом "О техническом │

│регулировании" Проверка в соответствии п.п. 2 - 11 п. 43

│ Административного регламента (Приказ МЧС России от │

│ 28.06.2012 N 375) │

└───────────────────────────┬────────────────────────────┘

\/

нет ┌──────────────────────────────────────┐ да

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤Расчет по оценке пожарного риска на ├─────────────────┐

│объект защиты проводился? │ │

│ └──────────────────────────────────────┘ │

\/ \/

┌───────────────────────────────────┐ ┌───────────────┐ ┌───────────────────────────────────┐

│ Проверка выполнения требований │ │ Вынесение │ │Проверка соответствия исходных│

│нормативных документов по перечню, │ │мотивированного│ │данных, применяемых в расчете,│

│утвержденному Приказом Росстандарта│ │ решения о │ │фактическим данным, полученным│

│ от 16.04.2014 N 47/4 │ │ неприятии │несоответствие│в ходе обследования объекта, и│

┌─┤ │<─ ─┤ результатов │<─ ─ ─ ─ ─ ─ ─│соответствия расчета требованиям,│

│ │ Проверка выполнения требований │ │ расчета по │ │установленным Правилами проведения│

│ │ "Правил противопожарного режима в │ │ оценке │ │расчетов по оценке пожарного риска,│

│ │Российской Федерации" (см. рис. 3) │ │пожарного риска│ │утвержденными постановлением│

│ └─────────────────┬─────────────────┘ └───────────────┘ │Правительства Российской Федерации│

│ невыполнение │от 31.03.2009 N 272 (см. рис 4) │

│ \/ └────────────┬──────────────────────┘

│ ┌──────────────────────────────────────────────────────┐ │

│ │Объект защиты был введен в эксплуатацию либо проектная│ │ соответствие

│ │документация на него была направлена на экспертизу до │ │

│ │дня вступления в силу соответствующих положений │ │

│ │Федерального закона N 123-ФЗ? │ │

│ └─────────┬─────────────────────────────────┬──────────┘ │

│ нет │ да │

│ │ \/ │

│ ┌──────────────────────────────────────┐ │

│ │ │Проверка выполнения требований, │ │

│ невыполнение│действовавших до дня вступления в силу│ выполнение │

│ ├ ─ ─ ─ ─ ─ ─┤соответствующих положений Федерального├────────────────────┤

│ │закона N 123-ФЗ │ │

│ │ └──────────────────────────────────────┘ │

│ \/ \/

│ выполнение ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

└────────────┤ Составление Акта проверки/предписания │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 2 - Обобщенный алгоритм проведения проверки

соответствия объектов защиты ТПБ

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Подготовка к проверкам объектов - применению типовых требований │

│ пожарной безопасности, включающая в себя отбор и повторное ознакомление │

│ с нормативной и профессионально значимой информацией, распространяющей │

│ свое действие на проверяемый объект │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Применение типовых требований пожарной безопасности в ходе проверки │

│ (экспертизы), включающее в себя соотнесение требований пожарной │

│ безопасности с реальным объектом (проектными решениями) с целью │

│ установления их соответствия │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Предварительное оформление результатов проверки (экспертизы), включающее │

│ в себя формулирование перечня выявленных нарушений и составление акта │

│ проверки, проекта предписания (проекта заключения экспертизы) с │

│ нормативным обоснованием необходимости устранения выявленных нарушений │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Обсуждение и окончательное оформление результатов проверки (экспертизы), │

│ включающее в себя оценку обоснованности предъявляемых требований, │

│ корректировку проекта предписания (заключения эксперта) и вручение │

│ предписания его исполнителю │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Применение мер административного воздействия, включающее в себя │

│ составление протокола о нарушении требований пожарной безопасности, │

│ собирание доказательств о наличии угрозы людям, направление материалов │

│ в суд и участие в судебных разбирательствах │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 3 - Алгоритм проведения проверки соответствия

объектов защиты типовым требованиям пожарной безопасности

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Определение геометрических характеристик обследуемых помещений (зданий) │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Определение пожароопасных свойств пожарной нагрузки │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Определение вида пожара, который может произойти в обследуемом помещении │

│(здании) (во всем объеме либо в его части) - взрыв с последующим горением│

│ либо горение твердых горючих материалов │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Определение количества людей, находящихся в обследуемом помещении │

│ (здании) │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Определение возможности эвакуации людей до наступления предельно │

│ допустимых значений опасных факторов пожара в безопасную зону и выбор │

│ способов обеспечения их безопасной эвакуации │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Проверка соответствия расчетных значений пожарного риска нормативному │

│ значению в соответствии со ст. ст. 79 и 93 ФЗ N 123 │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Применение способов обеспечения безопасной эвакуации людей в случаях, │

│ если они не успевают эвакуироваться до наступления предельно допустимых │

│значений опасных факторов пожара, а также способов защиты собственного и │

│чужого имущества (в т.ч. страхования собственного имущества и страхования│

│ риска причинения вреда чужому имуществу возможным пожаром) - разработка │

│ дополнительных мер, выполнение которых является обязательным │

└───────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────┘

\/

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│Квалификация нарушений требований пожарной безопасности и применение мер │

│ административного воздействия за невыполнение обязательных требований │

│ пожарной безопасности │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Рисунок 4 - Алгоритм проведения проверки соответствия

объектов защиты риск-ориентированным требованиям

пожарной безопасности

Во время проведения плановой проверки осуществляется:

1) анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и в документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН.

К указанным документам относятся:

- правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

- документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, должностные инструкции);

- декларация пожарной безопасности;

- имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

- техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

- технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

- договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

- лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

- сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

- обследования объекта защиты (визуального осмотра);

- отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

- проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти, объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

В отношении органов власти плановые проверки проводятся с осуществлением анализа реализуемых органами власти полномочий в области пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством Российской Федерации.

В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований пожарной безопасности, являющихся основаниями для проведения внеплановой проверки (возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан; причинение вреда жизни, здоровью граждан), лицами, фактически осуществляющими деятельность на объекте надзора, но в отношении которых не проводится проверка, государственным инспектором (государственными инспекторами) по пожарному надзору, осуществляющим (осуществляющими) проверку, готовится мотивированный рапорт на имя начальника органа ГПН о необходимости проведения внеплановой проверки.

Фактические данные, собранные на этапе проверки, могут также служить основой для проведения уголовно-процессуального расследования (дознание о пожаре), производства по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности или при судебном рассмотрении гражданско-правового иска, связанного с последствиями пожара.