Развитие частного сектора

32. В этой области Правительство Российской Федерации осуществит широкий спектр мер, направленных на создание благоприятных условий для инвестиций в частный сектор и на обеспечение его роста и укрепления. Данные меры включают приватизацию, дальнейшее развитие рынков земли и недвижимости, а также различные инициативы, направленные на развитие конкуренции, облегчение доступа к рынку и выхода с него, а также меры, стимулирующие внутренние и внешние инвестиции в средства производства.

33. Важной целью программы на 1998 г. является продолжение активного процесса приватизации, а также введение мер для обеспечения прозрачности, открытости и конкуренции в этом процессе. В числе методов проведения дальнейшей приватизации будут коммерческие конкурсы и аукционы, включая специализированные аукционы, предусмотренные законодательством, в том числе Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", принятым Государственной Думой 24 июня 1997 г. (Закон о приватизации). В соответствии с законодательством эти конкурсы направлены на то, чтобы стимулировать участие всех заинтересованных сторон. Поэтому о приватизации объектов будет широко объявляться в средствах массовой информации в России и за рубежом, что сможет привлечь дополнительных квалифицированных покупателей. Все привлеченные финансовые советники будут признанными специалистами, а их привлечение будет осуществляться на базе прозрачных конкурсных процедур, при которых исключается конфликт интересов, при этом оценка поданных заявок будет объективной.

34. Проект программы приватизации, представленной Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, включает два перечня:

а) 33 государственных унитарных предприятия, находящихся в федеральной собственности и подлежащих преобразованию, начиная с 1998 г., в акционерные общества открытого типа;

б) 27 акционерных обществ открытого типа, акции которых находятся в федеральной собственности и подлежат продаже, начиная с 1998 г. Правительство Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации N 363 и Распоряжением Правительства Российской Федерации N 564-р от 1997 г., проведет приватизационные мероприятия в отношении не менее чем 25% предприятий, входящих в перечни 1 и 2 и подлежащих приватизации в 1998 г., привлекая опыт четырех пилотных проектов приватизации, начатых в 1997 г. (финансовые консультанты будут привлекаться к приватизации всех указанных предприятий на конкурсной основе на возможно более раннем этапе). В соответствии с основными принципами порядка, установленного двумя указанными решениями Правительства, будут приватизированы восемь крупнейших по величине активов предприятий, включенных в упомянутый перечень. Правительство Российской Федерации примет все обоснованные меры к тому, чтобы обеспечить рассмотрение программы приватизации Государственной Думой и ускорить ее принятие. Если закон не будет своевременно принят Государственной Думой, то Правительство Российской Федерации с соблюдением действующего законодательства предпримет все необходимые и реалистичные шаги для того, чтобы приватизация объектов по перечням 1 и 2 могла продолжаться в 1998 - 1999 гг. в соответствии с описанными выше подходами. До 14 апреля 1998 г. Министерство государственного имущества Российской Федерации подготовит примерный квартальный график мероприятий по приватизации предприятий, перечисленных выше в подпунктах (а) и (б). Этот график вступит в силу и будет опубликован после принятия Государственной программы приватизации. До 30 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу поправку к Государственной программе приватизации, дающую возможность применения процедур приватизации по индивидуальным проектам в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 363, Распоряжением Правительства Российской Федерации N 564-р и Распоряжением N 356-р Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.

35. Для расширения масштабов приватизации до 31 мая 1998 г. будет выпущен Указ Президента Российской Федерации, предусматривающий сокращение перечня "стратегических" акционерных обществ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 949. Исключению из указанного перечня будут подлежать в том числе предприятия следующих отраслей: химическая и нефтехимическая промышленность, медицинская и фармацевтическая промышленность, легкая промышленность и производство косметических товаров, черная металлургия, сталелитейная промышленность, воздушный, морской и речной транспорт, хранение и переработка зерна, транспортное строительство, нефтяная промышленность, научно - исследовательские учреждения гражданского назначения, приборостроение, энергетика, строительство и производство строительных материалов, производство холодильной техники для промышленных нужд, хранение топливно - энергетических ресурсов для промышленных нужд. Предприятия, исключенные из указанного перечня, впоследствии, начиная с 1998 года, подлежат приватизации. Для обеспечения равного доступа иностранных и отечественных инвесторов к приватизационным конкурсам Российский фонд федерального имущества и Министерство государственного имущества Российской Федерации обеспечат размещение в средствах массовой информации, пользующихся международным авторитетом, объявлений о приватизации не позднее чем за 40 дней до начала аукционов или конкурсов по продаже акций акционерных обществ, включенных в программу, а также объектов, стартовая цена которых будет установлена на уровне более 50 млн. долл. США.

36. Правительство Российской Федерации и в дальнейшем будет твердо придерживаться обязательства обеспечивать свободный оборот земель, а также право на владение ими и их использование. Программа нацелена на дальнейшее развитие законодательной и институциональной базы для обеспечения в полном объеме частной собственности на землю и недвижимость и для развития этих рынков, а также использования земли в качестве залога. С этой целью будут предприняты следующие шаги:

а) до 30 июня 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердит Концепцию развития земельной реформы и рынка недвижимости в России и разработает ряд мер, направленных на ее реализацию;

б) до 31 июля 1998 г. будет проведена оценка системы налогообложения земли с целью устранения препятствий со стороны местных органов власти к продаже земель под приватизированными зданиями и сооружениями.

37. Реформы, касающиеся рынков капитала, закона о банкротстве, принципов бухгалтерского учета и независимого аудита, будут проведены в целях усовершенствования финансового посредничества, укрепления системы управления предприятиями и привлечения инвестиций. С этой целью Правительство Российской Федерации:

а) примет меры, направленные на реализацию процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 1998 г., осуществит мероприятия по обеспечению выполнения предусмотренных данным Законом процедур несостоятельности, передаст соответствующие полномочия государственному органу по банкротству, наделив его надлежащим штатом сотрудников и финансированием, а также примет решение о создании специализированного фонда при государственном органе по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении;

б) осуществит действия, изложенные в Плане мероприятий по реализации Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами;

в) осуществит мероприятия, изложенные в Программе действий по проведению независимого аудита, в результате которых будут постепенно введены независимые аудиторские проверки финансовых счетов предприятий.

В уточненном проекте Налогового кодекса (см. п. 11 Заявления) предусмотрено усовершенствование системы налогообложения дохода от капитала, в том числе за счет ликвидации двойного налогообложения дивидендов и процентов, выплачиваемых по долговым обязательствам (в том числе, по ценным бумагам), вычета потерь от понижения рыночной стоимости активов и ликвидации налогов и сборов за проведение операций с ценными бумагами.

38. Правительство Российской Федерации продолжит работу по созданию законодательного и институционального режима, включая меры налогово - бюджетной политики, соответствующего правилам ВТО и направленного на привлечение прямых иностранных инвестиций за счет:

а) применения национального режима в отношении иностранных инвесторов в соответствии с международной практикой;

б) введения обязательности исполнения решений независимого международного арбитража при урегулировании споров между инвесторами и государством;

в) сокращения числа отраслей экономики, ограниченных для участия иностранных инвесторов, а также сокращения ограничений на прямые иностранные инвестиции в некоторых отраслях.