Реформы в налогово - бюджетной сфере

39. Реформирование внебюджетных фондов будет направлено на достижение финансовой жизнеспособности этих фондов и повышение адресности трансфертов в рамках усилий по оздоровлению налогово - бюджетной сферы в целом. В частности:

а) до 30 апреля 1998 г. будет издан Указ Президента Российской Федерации, запрещающий всем федеральным внебюджетным фондам производить заимствования у любых негосударственных финансовых организаций (за исключением Пенсионного фонда Российской Федерации в целях управления его ликвидностью);

б) Правительство Российской Федерации примет все необходимые меры к тому, чтобы обеспечить принятие Бюджетного кодекса, предусматривающего передачу функции сбора доходов и исполнения бюджетов всех социальных фондов (за исключением, возможно, Пенсионного фонда Российской Федерации), соответственно, Государственной налоговой службе Российской Федерации и Главному управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации;

в) будет достигнут дальнейший прогресс в проведении реформы пенсионной системы за счет внесения до 30 ноября 1998 г. в Государственную Думу законопроекта, соответствующего концептуальному документу, утвержденному Правительством Российской Федерации 18 декабря 1997 г. В рамках этой реформы, начиная с января 2000 г., существующая распределительная система пенсионного обеспечения будет постепенно преобразована: (а) в распределительную систему с фиксированной ставкой взносов на основе индивидуализированного сбора данных, персональных счетов и размера пенсионного обеспечения в соответствии с ранее уплаченными взносами (схема использования условных счетов) и (б) в систему обязательных сбережений на договорной основе (накопительная система). Новая схема будет включать положения о минимальной пенсии и о социальной пенсии для граждан, которые не подпадают под действие страховых схем. Будет предусмотрено также дополнительное пенсионное страхование за счет негосударственных (добровольных) схем и обязательных пенсий по определенным отраслям народного хозяйства, в том числе путем создания регулирующей структуры для схем пенсионного обеспечения за счет частных пенсионных фондов, целью которой будет сохранение целостности финансовой системы и прав участников указанных схем пенсионного обеспечения. До 30 сентября 1998 г. будут опубликованы результаты проведения независимой аудиторской проверки Пенсионного фонда Российской Федерации, направленной на обеспечение подотчетности и прозрачности его деятельности.

40. Что касается реформирования межбюджетных отношений, то до 15 апреля 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердит концепцию реформы федеральных межбюджетных отношений в соответствии с общими параметрами среднесрочной макроэкономической программы. В рамках этой концепции будет предусмотрено следующее:

а) ликвидированы все субвенции городам Москве и Сочи;

б) сокращено число регионов, получающих средства из Фонда федеральной поддержки регионов (ФФПР);

в) по мере утверждения норм финансовых расходов для конкретных видов расходов, расходы ФФПР будут определяться на нормативной основе;

г) постепенно расширено использование целевого назначения средств, определены обязательные условия их предоставления, при этом предоставление средств в рамках федеральной поддержки регионов (которое будет осуществляться через Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации) будет постепенно переводиться на принципы софинансирования.

Программа реформ будет направлена на то, чтобы не допустить увеличения дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках проекта Налогового кодекса и других налоговых законов будут изменены условия распределения налоговых доходов с целью увеличения доли доходов, поступающих в местные бюджеты за счет доли региональных доходов. Кроме того, до 31 октября 1998 г. Правительство Российской Федерации разработает проекты нормативных документов для введения особого финансового режима в тех регионах или муниципальных образованиях, которые находятся в наиболее сильной зависимости от федеральных трансфертов.

41. Правительство Российской Федерации предпримет все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить принятие Государственной Думой федерального закона, регулирующего субнациональные заимствования, и его утверждение Президентом Российской Федерации. Первоначальный представленный в Государственную Думу вариант законопроекта устанавливает обоснованные ограничения и предварительные условия таких заимствований. Кроме того, Правительство Российской Федерации поддержит положения проекта Бюджетного кодекса, которые:

а) расширят определение долговых обязательств за счет включения в него всех кредитных линий и условных обязательств органов государственного управления;

б) упорядочат и стандартизируют требования к отчетности по объему долга и расходам на его обслуживание.

42. В 1998 г. Правительство Российской Федерации примет меры, направленные на совершенствование финансирования и оказания услуг здравоохранения, а также на улучшение качества образования. В области здравоохранения будет принят порядок, предусматривающий определение размера отчислений в фонд обязательного медицинского страхования для неработающих граждан. В области образования новые финансовые механизмы, основанные на формуле подушевого финансирования, будут опробованы в отдельных регионах. Будет завершена текущая работа по уточнению минимальных стандартов образования, разработан механизм контроля и оценки качества региональных программ обучения и усовершенствована государственная система статистики в области образования с тем, чтобы обеспечить ее соответствие международным стандартам.

43. Одной из целей программы является сокращение размера дотаций в жилищно - коммунальном секторе и повышение эффективности его функционирования. В этой связи среднесрочная программа Правительства Российской Федерации предусматривает увеличить до 30 июня 1998 г. окупаемость жилищно - коммунальных услуг до 40 процентов, а к концу 1998 г. - до 50 процентов, при дальнейшем повышении окупаемости на 10 процентных пунктов в год с тем, чтобы в 2003 г. достичь полной окупаемости; повышение окупаемости должно быть достигнуто, в том числе за счет повышения цен на жилищно - коммунальные услуги и корректировки размера арендной платы. Среди прочих запланированных мер предусматриваются следующие:

а) до 31 мая 1998 г. будет выпущен Указ Президента Российской Федерации об утверждении типового устава товарищества собственников жилья, направленный на повышение эффективности управления и обслуживания многоквартирных жилых домов;

б) до 30 сентября 1998 г. будет проведен обзор действующей системы льгот в отношении оплаты жилищно - коммунальных услуг, разработан график их постепенной ликвидации и компенсации получателям льгот в форме денежных трансфертов, а также, в необходимых случаях, корректировок заработной платы; частью данного процесса будет изменение системы субсидий на капитальные вложения в строительство и на содержание жилья.