Монополии в области коммунальных услуг и на транспорте

26. Реформа монополий в области коммунальных услуг и транспорта получила в 1997 г. новый толчок, прежде всего в направлении создания оптового рынка электроэнергии, укрепления государственного контроля за монополиями в отраслях энергетики, реформирования структур ценообразования на электроэнергию, природный газ, услуги железнодорожного транспорта. Программа на 1998 г. сосредоточит внимание на дальнейшем реформировании монополий в области коммунальных услуг и транспорта. Поставленные задачи включают: увеличение удельного веса поступления доходов от деятельности этих монополий в кассовой форме, обеспечение большей прозрачности и укрепление государственного контроля за их деятельностью, повышение оперативной эффективности предприятий, усиление конкуренции в каждом из секторов.

27. Прозрачность хозяйственной деятельности будет усилена во всех отраслях монополий в области коммунальных услуг и транспорта. Для этой цели Правительство Российской Федерации осуществит следующее:

а) до 14 апреля 1998 г. издаст постановление, вводящее требование о подготовке и опубликовании квартальной отчетности РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", Министерства путей сообщения России и компании "Транснефть" на основе Международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ); опубликование отчетности РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России" начнется с данных за третий квартал, отчетности Министерства путей сообщения России и компании "Транснефть" с 1999 г.;

б) до 14 апреля 1998 г. опубликует отчет о неперечисленных в федеральный бюджет суммах дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям частных компаний и издаст нормативные акты, ликвидирующие такие льготы.

28. Будет увеличено поступление доходов в кассовой форме от электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта. Для этого Правительство Российской Федерации осуществит следующие действия:

а) примет ряд мер - в том числе по обеспечению расчетов государственными организациями в кассовой форме в полном объеме, по дальнейшему сокращению перечня "стратегических" предприятий, которым не могут быть прекращены поставки продукции, по корректировке сети предприятий, осуществляющих оптовые покупки энергоресурсов у производителей и их последующую перепродажу населению - с тем, чтобы до 30 июня 1998 г. расчеты в денежной форме в этих отраслях составляли не менее 30% от общей стоимости реализованной продукции, а до 31 декабря 1998 г. - не менее 60%, с последующим увеличением их удельного веса до 100% к концу 1999 г.;

б) введет для РАО "ЕЭС России", энергетических компаний, РАО "Газпром" и Министерства путей сообщения России требование о подготовке квартальных отчетов с указанием, на консолидированной основе, счетов к оплате, поступлений и накопленной дебиторской задолженности по каждому федеральному ведомству и ведомству, финансируемому из федерального бюджета, по каждой региональной администрации и ведомству, финансируемому из регионального бюджета, а также по каждой муниципальной администрации и ведомству, финансируемому из муниципального бюджета, с приложением перечня десяти крупнейших должников частного сектора;

в) начиная с 30 июня 1998 г., примет необходимые меры к тому, чтобы объем кредиторской задолженности не превышал уровня, эквивалентного объему продаж в течение 30 дней.

29. Меры экономической политики в электроэнергетике будут сосредоточены на обеспечении дальнейшего развития оптового рынка электроэнергии и повышения эффективности его функционирования. Правительство Российской Федерации осуществит следующие мероприятия:

а) до 14 апреля 1998 г. разработает порядок диспетчеризации, направленный на минимизацию затрат на поставки электроэнергии на федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России и до 30 июня 1998 г. обеспечит введение данного порядка не менее чем в одном региональном энергообъединении;

б) продолжит сокращение перекрестного субсидирования в электроэнергетике за счет установления до 30 июня 1998 г. тарифов на потребляемую населением электроэнергию на уровне не ниже 50% средней по региону фактической стоимости электрической энергии, поставляемой населению;

в) до 30 июня 1998 г. разработает и внесет в Государственную Думу проект федерального закона, которым будет обеспечен свободный доступ потребителей к федеральной и местным электрическим сетям по справедливым и обоснованным ценам.

30. Правительство Российской Федерации примет меры по разработке среднесрочной концепции развития газовой промышленности. Для этого будут осуществлены следующие мероприятия:

а) до 30 июня 1998 г. определит задачи отрасли с учетом ее структуры в долгосрочной перспективе и в соответствии с задачами, поставленными в Указе Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426;

б) до 30 сентября 1998 г. разработает проект документа о принципах коммерческого лицензирования предприятий, работающих на каждом из основных уровней в системе газоснабжения (производство, поставка, транспортировка и распределение), в котором будут конкретизированы права и обязанности каждого из таких предприятий, и направит данный документ заинтересованным организациям для внесения замечаний, а также внесет в Государственную Думу проект поправки к Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности", разрешающую коммерческое лицензирование в газовой промышленности. Кроме того, для сокращения перекрестного субсидирования в газовой промышленности (а также для сокращения бюджетных дотаций на газ, потребляемый населением) до 14 апреля 1998 г. оптовая цена на газ для населения, без учета акциза, будет в среднем повышена до 76% от оптовой цены на газ для промышленных потребителей, до 30 июня - до 88%, а до 31 декабря 1998 г. - до 100% от этой цены.

31. На железнодорожном транспорте программа будет направлена на дальнейшее сокращение перекрестного субсидирования и на выведение за рамки хозяйственной деятельности железных дорог социальной инфраструктуры и предприятий, занятых неосновной деятельностью. Для этого будут приняты следующие конкретные меры:

а) до 14 апреля 1998 г. будет издан порядок ограничения изменений тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в зависимости от индекса роста цен производителей промышленной продукции в течение года, уменьшенного на 3 процентных пункта в годовом исчислении;

б) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 ноября 1997 г. N 1021 будет утвержден план выведения социальной инфраструктуры и предприятий, занятых неосновной деятельностью. Для этого до 30 апреля 1998 г. будет подготовлен перечень объектов социальной инфраструктуры и предприятий, занятых неосновной деятельностью, которые могут быть выведены из структуры отрасли, а до 31 декабря 1998 г. будет утвержден график их выведения.