Данный документ включен в перечень НПА, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное ФЗ от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

IV. Правила предоставления официальной аэронавигационной информации, официальных аэронавигационных данных

IV. Правила предоставления официальной аэронавигационной

информации, официальных аэронавигационных данных

32. Орган аэронавигационной информации осуществляет издание документов аэронавигационной информации, содержащих официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные.

33. Орган аэронавигационной информации издает следующие документы, содержащие официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные:

АИП России, включая поправки к ним;

Дополнения к АИП России;

Сборник маршрутов обслуживания воздушного движения Российской Федерации;

Сборник четырехбуквенных указателей (индексов) местоположения аэродромов, полигонов и посадочных площадок;

Сборник искусственных препятствий (объектов высотного строительства) Российской Федерации;

Сборники аэронавигационной информации, включая поправки к ним;

Обзорные карты;

AIC и контрольные перечни AIC;

NOTAM и контрольные перечни действующих NOTAM.

34. Официальная аэронавигационная информация, официальные аэронавигационные данные предоставляются в бумажном и/или электронном виде всем заинтересованным пользователям.

35. Орган аэронавигационной информации обеспечивает круглосуточный свободный доступ к официальным аэронавигационным данным, официальной аэронавигационной информации на своем веб-сайте.

36. АИП России состоит из:

книга 1 "Международные аэродромы Российской Федерации";

книга 2 "Аэродромы Российской Федерации класса А, Б, В, кроме международных";

книга 3 "Аэродромы, вертодромы и посадочные площадки государственной и экспериментальной авиации Российской Федерации";

книга 4 "Аэродромы класса Г, Д, Е, вертодромы и посадочные площадки Российской Федерации".

Примечание: книга 1 АИП России включает официальную аэронавигационную информацию, официальные аэронавигационные данные иных государств, делегировавших Российской Федерации полномочия на их включение и ведение в АИП России на основе международных договоров.

37. Каждая книга АИП России является самостоятельным документом.

КонсультантПлюс: примечание.

См. перечень аэронавигационных данных, публикация которых в АИП России с 24.03.2022 временно приостановлена (письмо Росавиации от 31.03.2022 N Исх-10359/05).

38. Исходные аэронавигационные данные, предназначенные для включения в АИП России, органу аэронавигационной информации предоставляют:

а) в подраздел GEN 3.2.7 - уполномоченный орган в области геодезии и картографии в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5.2.12 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2010, N 26, ст. 3350, N 45, ст. 5860; 2011, N 6, ст. 888, N 14, ст. 1935, N 15, ст. 2125, N 23, ст. 3320, N 46, ст. 6527; 2012, N 39, ст. 5266, N 42, ст. 5715, N 51, ст. 7236; 2013, N 45, ст. 5822);

б) в подразделы GEN 3.5, AD 2.11 и AD 3.11 - полномочный метеорологический орган (по запросу) в соответствии с полномочиями, установленными пунктом 5.4.16 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 372 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3262; 2005, N 50, ст. 5321; 2006, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738, N 33, ст. 4081, N 38, ст. 4490; 2010, N 26, ст. 3350; 2011, N 6, ст. 888, N 14, ст. 1935; 2013, N 24, ст. 3000, N 45, ст. 5822);

в) в подразделы GEN 4.1 - 4.2, ENR 2, ENR 3.1 - 3.5, ENR 5.1 - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в соответствии с пунктами 19, 22, 38, 67 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 14, ст. 1649; 2011, N 37, ст. 5255, N 40, ст. 5555; 2012, N 31, ст. 4366);

г) в подразделы GEN 0, GEN 1.1 - 1.8, GEN 2.1 - 2.7, GEN 3.1 - 3.4, GEN 3.6, ENR 1, ENR 2.2, ENR 3.2, ENR 3.6, ENR 4, ENR 5.2 - 5.6, AD 1 - уполномоченный орган в области использования воздушного пространства в соответствии с пунктом 5.4.40 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3343; 2006, N 15, ст. 1612; 2008, N 17, ст. 1883, N 26, ст. 3063, N 42, ст. 4825, N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738, N 18 (ч. II), ст. 2249, N 33, ст. 4081, N 51, ст. 6332; 2010, N 6, ст. 652, N 13, ст. 1502, N 26, ст. 3350; 2011, N 14, ст. 1935, N 46, ст. 6520; 2012, N 34, ст. 4750; 2013, N 26, ст. 3343, N 30 (ч. II), ст. 4114, N 45, ст. 5822; 2014, N 30 (ч. II), ст. 4311, N 35, ст. 4775);

д) в подразделы GEN 1.2, GEN 2.5, GEN 3.3, GEN 3.4, GEN 3.5, GEN 3.6, GEN 4.2, ENR 1.6, ENR 1.7.1, ENR 1.9, ENR 1.10, ENR 1.11, ENR 2.1, ENR 3.1, ENR 4.1, ENR 5.1, AD 1.4 - органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

е) в подразделы GEN 3.1.5, ENR 1.5, AD 1.2, AD 2.2 - 2.10, AD 2.12 - 2.16, AD 2.20 - 2.24, AD 3.2 - 3.10, AD 3.12 - 3.16 и AD 3.19 - 3.23 - операторы аэродромов (вертодромов).

39. Инструктивный материал по формату и структуре каждой книги АИП России в Приложении 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) и документе ИКАО "Руководство по службам аэронавигационной информации" (Doc 8126 AN/872).

40. АИП России публикуется:

книга 1, книга 2 - на русском и английском языках;

книга 3, книга 4 - на русском языке.

41. Постоянные изменения и дополнения к содержащейся в АИП России информации выпускаются в виде поправок к АИП в соответствии с системой регулирования (AIRAC) и единой таблицей дат вступления в силу и дополнительных поправок к АИП России вне установленных регулярных интервалов.

42. Временные изменения долгосрочного характера (три месяца и более) и краткосрочного характера (менее трех месяцев), содержащие объемный по содержанию текст и (или) графический материал, выпускаются в виде дополнения к АИП России.

43. Контрольный перечень действующих дополнений к АИП России выпускается один раз в месяц посредством ежемесячно публикуемого перечня действующих NOTAM.

44. Инструктивный материал по изменениям и дополнениям в АИП России содержится в документе ИКАО "Руководство по службам аэронавигационной информации" (Doc 8126 AN/872).

45. Официальная аэронавигационная информация издается органом аэронавигационной информации в виде NOTAM в тех случаях, когда полученная им исходная аэронавигационная информация носит временный и непродолжительный характер или в случае введения в срочном порядке важных с эксплуатационной точки зрения постоянных изменений или временных изменений, носящих долгосрочный характер, исключая обширный текстовый и/или графический материал.

46. Орган аэронавигационной информации издает NOTAM, а также контрольный перечень действующих NOTAM и контрольный перечень NOTAM в виде и формате, соответствующем Приложению 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) и документу ИКАО "Руководство по службам аэронавигационной информации" (Doc 8126 AN/872).

47. NOTAM составляется и выпускается в отношении следующей информации:

начало, прекращение эксплуатации аэродрома(ов)/вертодрома(ов) или ВПП или значительное изменение режима их эксплуатации;

начало, прекращение функционирования аэронавигационных служб (AGA, САИ, ОВД, CNS, MET, SAR) или значительное изменение режима их работы;

начало, прекращение функционирования радионавигационных служб и служб связи "воздух - земля" и значительное изменение режима их работы (включая временное прекращение или возобновление эксплуатации, изменение частот, объявленного времени работы, опознавательного сигнала, ориентации (направленных средств), местоположения, увеличение или уменьшение мощности на 50% или более, изменение расписания или содержания радиовещательных передач, нерегулярность или ненадежность работы любых радионавигационных служб и служб связи "воздух - земля");

начало, прекращение эксплуатации визуальных средств;

временное прекращение или возобновление эксплуатации основных компонентов системы светотехнического оборудования аэродрома;

введение, отмена или значительные изменения правил аэронавигационного обслуживания;

возникновение или устранение серьезных неисправностей или помех в пределах площади маневрирования;

изменения и ограничения, касающиеся наличия топлива, масла и кислорода;

изменения, касающиеся существующих средств и служб поиска и спасания;

начало, прекращение или возобновление эксплуатации заградительных светомаяков, маркирующих препятствия для аэронавигации;

изменения в правилах, требующие немедленных действий, например, введение запретных зон в связи с поисково-спасательными работами;

наличие источников опасности для аэронавигации (включая препятствия, военные учения, демонстрационные полеты и воздушные гонки, массовые прыжки с парашютом за пределами объявленных зон);

возведение, устранение или изменение препятствий для аэронавигации в зонах взлета/набора высоты, ухода на второй круг, захода на посадку и на ВПП;

установление или соответственно ликвидация (включая начало или прекращение соответствующей деятельности) запретных зон, опасных зон или зон ограничения полетов или изменение статуса этих зон;

установление или ликвидация зон или маршрутов, или их участков, где существует возможность перехвата и где требуется постоянное прослушивание аварийной ОВЧ частоты 121,5 МГц;

присвоение, упразднение или изменение индексов местоположения;

значительное изменение обычного для данного аэродрома/вертодрома уровня защиты в отношении спасания и борьбы с пожаром, при этом NOTAM составляется только в тех случаях, когда изменяется категория аэродрома, и такое изменение категории должно четко указываться (глава 9 и раздел 18 дополнения А к тому I Приложения 14 "Аэродромы" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) <1>;

--------------------------------

<1> Конвенция о международной гражданской авиации, издание шестое, 2013 год; www.icao.int.

наличие, устранение или значительное изменение опасных условий, связанных со снегом, слякотью, льдом, радиоактивным материалом, токсическими химическими веществами, отложением вулканического пепла или водой на рабочей площади;

вспышка эпидемий, вызывающих необходимость внесения изменений в объявленные ранее требования о прививках или карантинных мерах;

прогнозы солнечной космической радиации, где они предоставляются;

важное с эксплуатационной точки зрения изменение вулканической деятельности, предшествующей извержению, местоположение, дата и время вулканических извержений и/или горизонтальные и вертикальные размеры облака вулканического пепла, включая направление движения, эшелоны полетов и маршруты или части маршрутов, которые могут быть затронуты этим облаком;

выброс в атмосферу и направление движения радиоактивных материалов или токсических химических веществ после ядерного или химического инцидента, местонахождение, дата и время этого инцидента, эшелоны полета и маршруты или их части, которые могут быть подвержены воздействию;

деятельность миссий по оказанию гуманитарной помощи с указанием процедур и/или ограничений, влияющих на аэронавигацию;

выполнение краткосрочных мероприятий в случае чрезвычайной ситуации в связи с нарушением или частичным нарушением обслуживания воздушного движения и соответствующего вспомогательного обслуживания.

48. Информация, которая не включается в NOTAM:

текущие работы по техническому обслуживанию на перронах и рулежных дорожках, не влияющие на безопасное передвижение воздушных судов;

работы по маркировке ВПП, если воздушные суда могут безопасно использовать другие имеющиеся ВПП или если используемое для таких работ оборудование при необходимости может быть удалено;

временные препятствия в окрестностях аэродромов/вертодромов, не влияющие на безопасность полетов воздушных судов;

частичный выход из строя системы светотехнического оборудования аэродрома/вертодрома, если это непосредственно не влияет на полеты воздушных судов;

частичный временный выход из строя средств связи "воздух - земля", если известно, что имеются и могут быть использованы соответствующие запасные частоты;

недостаточность обеспечения диспетчерским обслуживанием перронов и регулировки движения на рулежных дорожках;

непригодность знаков, указывающих положение и направление, а также других указательных знаков на рабочей площади аэродрома;

прыжки с парашютом в неконтролируемом воздушном пространстве, а также в объявленных местах или в пределах опасных или запретных зон контролируемого воздушного пространства.

49. Извещение о введении в действие положений, касающихся установленных опасных и запретных зон, а также зон ограничения полетов, и о деятельности, сопряженной с временными ограничениями в воздушном пространстве, отличными от ограничений при аварийно-спасательных мероприятиях, направляется пользователям, не менее чем за пять дней.

50. NOTAM передается как одно сообщение электросвязи по каналам сети авиационной фиксированной службы (AFS) в соответствии с Приложением 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.).

51. Официальную аэронавигационную информацию, которая не требует внесения в АИП России, орган аэронавигационной информации издает в виде AIC.

52. Орган аэронавигационной информации издает AIC, а также контрольный перечень действующих AIC. Инструктивный материал по изданию AIC содержится в Приложении 15 "Службы аэронавигационной информации" к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) и документе ИКАО "Руководство по службам аэронавигационной информации" (Doc 8126 AN/872).

53. AIC составляется во всех случаях, когда необходимо распространить аэронавигационную информацию, к которой относятся:

прогнозы, касающиеся существенных изменений аэронавигационных правил, обслуживания и средств;

прогнозы, касающиеся введения в строй новых навигационных систем;

информация, полученная в результате расследования авиационных происшествий/инцидентов, которая имеет отношение к безопасности полетов;

информация о правилах, связанных с защитой международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

советы по медицинским вопросам, представляющим особый интерес для пилотов;

предупреждения пилотам, направленные на то, чтобы избежать опасности;

информация о влиянии определенных погодных явлений на производство полетов;

информация о новых видах опасности, влияющих на технику пилотирования воздушных судов;

правила перевозки по воздуху предметов, в отношении перевозки которых установлены ограничения;

ссылки на требования, предусмотренные национальным законодательством, и публикация изменений в нем;

порядок выдачи свидетельств членам летного экипажа;

информация о подготовке авиационного персонала;

информация о выполнении или об освобождении от выполнения требований, предусмотренных национальным законодательством;

советы относительно применения и технического обслуживания конкретных типов оборудования;

информация о фактическом или запланированном наличии новых или переработанных изданий аэронавигационных карт;

информация о связном оборудовании, подлежащем установке на воздушных судах;

пояснительная информация, касающаяся снижения шума;

отдельные указания, касающиеся летной годности;

изменения в сериях NOTAM или в рассылке, новые издания сборников AIP или значительные изменения их содержания, объема или формата;

предварительная информация о плане на случай выпадения снега.