1. Приведение в соответствие с Исчерпывающим перечнем муниципальных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, устанавливающих процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень, и порядок их проведения

1. Приведение в соответствие с Исчерпывающим перечнем муниципальных правовых актов в сфере градостроительной деятельности, устанавливающих процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень, и порядок их проведения.

Согласно части 1.1 статьи 6.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) функции по осуществлению полномочий в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. Статьей 8 Кодекса определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым в том числе относятся:

утверждение подготовленной документации по планировке территории (процедуры Исчерпывающего перечня N 5 и N 11);

выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (процедуры Исчерпывающего перечня N 59 и N 127).

В соответствии с отдельными положениями Кодекса к полномочиям органа местного самоуправления в области градостроительной деятельности также относится осуществление следующих процедур, перечисленных в таблице, приведенной ниже:

Наименование полномочия

Номер процедуры в соответствии с Исчерпывающим перечнем

Статья, часть Кодекса, устанавливающая полномочие органа местного самоуправления

организация аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории

7, 8

статья 46.3

заключение договора о развитии застроенной территории

9

статьи 46.2, часть 2

предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства

23

статья 40, часть 6

предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка

24

статья 39, часть 9

принятие решения о подготовке документации по планировке территории

4, 10

статья 46, часть 1

предоставление градостроительных планов земельных участков по обращениям физических и юридических лиц

27

статья 46, часть 17

продление срока действия разрешения на строительство

60

статья 51, часть 20

внесение изменений в разрешение на строительство

61

статья 51, часть 21.14

Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны в рамках реализации переданных полномочий осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности, в том числе в части соответствия Исчерпывающему перечню муниципальных правовых актов, определяющих порядок проведения следующих процедур Исчерпывающего перечня:

1) Принятие решения о подготовке документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (процедура N 4 Исчерпывающего перечня);

2) Принятие решения об утверждении документации по планировке территории в границах земельного участка, в отношении которого заключен договор аренды земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства (процедура N 5 Исчерпывающего перечня);

3) Допуск заявителя к участию в аукционе на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура N 7 Исчерпывающего перечня);

4) Подписание протокола о результатах аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура N 8 Исчерпывающего перечня);

5) Заключение договора о развитии застроенной территории (процедура N 9 Исчерпывающего перечня);

6) Принятие решения о подготовке документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (процедура N 10 Исчерпывающего перечня);

7) Принятие решения об утверждении документации по планировке застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии (процедура N 11 Исчерпывающего перечня);

8) Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура N 23 Исчерпывающего перечня);

9) Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура N 24 Исчерпывающего перечня);

10) Предоставление градостроительных планов земельных участков по обращениям физических и юридических лиц (процедура N 27 Исчерпывающего перечня);

11) Предоставление разрешения на строительство (процедура N 59 Исчерпывающего перечня);

12) Продление срока действия разрешения на строительство (процедура N 60 Исчерпывающего перечня);

13) Внесение изменений в разрешение на строительство (процедура N 61 Исчерпывающего перечня);

14) Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (процедура N 127 Исчерпывающего перечня).

Кроме того, в сферу контроля органов государственной власти субъектов Российской Федерации за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности могут быть включены муниципальные правовые акты, устанавливающие процедуры N 130 - 134 Исчерпывающего перечня, а также порядок их прохождения. К таким процедурам относятся следующие:

- Предоставление решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта (процедура N 130 Исчерпывающего перечня);

- Предоставление порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников (процедура N 131 Исчерпывающего перечня);

- Предоставление разрешения на осуществление земляных работ (процедура N 132 Исчерпывающего перечня);

- Согласование проекта организации строительства (в части перемещения отходов строительства и сноса, грунтов, схемы движения транспорта и пешеходов на период производства работ) (процедура N 133 Исчерпывающего перечня);

- Проведение контрольно-геодезической съемки и передача исполнительной документации в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления (процедура N 134 Исчерпывающего перечня).

При проверке муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры N 130 - 134 Исчерпывающего перечня и (или) порядок их проведения, следует отмечать наличие точного соответствия наименований процедур, указанных в муниципальных правовых актах, с наименованиями, указанными в Исчерпывающем перечне. Также следует учитывать, что указанные процедуры могут быть установлены только муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления.

При этом необходимо учитывать, что в случае, если нормативными правовыми актами не предусмотрены процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень, дополнительно их вводить не рекомендуется.

Порядок проведения проверок при осуществлении государственного контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности устанавливается нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации с соблюдением требований статьи 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

При проведении проверок с целью всестороннего исследования соответствия муниципальных правовых актов, устанавливающих процедуры, включенные в Исчерпывающий перечень, и порядок их проведения, рекомендуется использовать форму контрольного листа, указанную в приложении к настоящим Методическим указаниям (далее - Контрольный лист). При заполнении Контрольного листа необходимо использовать информацию, содержащуюся в Реестре описаний процедур, который размещен на официальном сайте Минстроя России, а также сведения, содержащиеся в административных регламентах предоставления муниципальных услуг, утверждение которых является обязательным в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следует учитывать, что в соответствии с административными регламентами осуществляется предоставление процедур, являющихся муниципальными услугами.

При проведении проверок особое внимание необходимо уделять:

исследованию перечня документов, который заявитель обязан предоставить для проведения процедуры;

установленных требований к таким документам (по форме, обязательности подачи, количеству экземпляров, необходимости предоставления оригиналов или нотариальных копий).

Установление в муниципальном правовом акте требования предоставления дополнительных документов, по сравнению с указанными в Реестре описаний процедур, является установлением обязанности осуществления процедур, не предусмотренных Исчерпывающим перечнем, что запрещено частью 3 статьи 6 Кодекса.

При определении сферы проверки необходимо учитывать наличие перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, установленное законом субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (при наличии такого закона субъекта Российской Федерации). Если полномочие по осуществлению процедуры таким законом передано органу государственной власти субъекта Российской Федерации, то муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок проведения такой процедуры, подлежит признанию утративших силу.