Документ не применяется. Подробнее см. Справку

III. Предварительный анализ итогов реализации Программы на 2011 - 2015 годы

III. Предварительный анализ итогов реализации Программы

на 2011 - 2015 годы

На первом этапе реализации Программы на 2011 - 2015 годы были сформированы и осуществлены стратегические проекты развития образования по различным направлениям государственной политики в области образования. Эти проекты как на федеральном, так и региональном уровнях реализованы образовательными и иными организациями при федеральной поддержке с участием профессионального педагогического сообщества.

В результате выполнения первого этапа были получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных организаций, регионов и социально-экономических условий.

На втором этапе Программы на 2011 - 2015 годы (2014 - 2015 годы) предполагается завершить начатые на первом этапе стратегические проекты, а также реализовать их широкое распространение и внедрение, что позволит обеспечить последовательные изменения в сфере образования на всей территории Российской Федерации. На этом этапе должны быть сформированы новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.

В результате реализации мероприятия по достижению во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" будут распространены модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, модели государственно-общественного управления образованием, сформирован общероссийский кадровый ресурс ведущих консультантов по вопросам развития системы образования. Во всех федеральных округах будут созданы стажировочные площадки для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в области модернизации муниципальных систем дошкольного образования, а также для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования, площадки для обучения и повышения квалификации работников системы образования в целях распространения моделей государственно-общественного управления образованием.

В рамках мероприятия по распространению на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей во всех субъектах Российской Федерации будут распространены интегрированные модели общего и дополнительного образования - инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества, современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей, модели развития техносферы в деятельности организаций дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности, модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.

В результате реализации мероприятия по разработке и внедрению программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации направления деятельности региональных образовательных организаций профессионального образования стали соответствовать таким приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России, как энергоэффективность, совершенствование ядерных технологий, стратегических компьютерных технологий и программного обеспечения, модернизация медицинской техники и фармацевтики, развитие космических программ и сельского хозяйства. В рамках указанного мероприятия будут поддержаны региональные комплексные программы развития профессионального образования, предусматривающие:

стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего образования и среднего профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;

повышение приоритетности образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;

оптимизацию программ профессионального образования и укрепление материально-технической базы образовательных организаций;

проведение комплекса мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных организаций с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях.

При выполнении мероприятия по поддержке развития объединений образовательных организаций профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов будут обеспечены:

организация подготовки специалистов в области информационно-телекоммуникационных технологий, повышения квалификации преподавателей образовательных организаций профессионального образования в области использования информационно-телекоммуникационных технологий;

организация подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям;

создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования.

В результате реализации мероприятия по распространению во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных организациях на всей территории России будут распространены современные проекты энергосбережения в образовательных организациях, обеспечивающие экономию энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении.

С этой целью была создана сеть центров обучения и консультирования работников сферы образования по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В рамках мероприятия по улучшению материально-технической базы сферы профессионального образования будут обеспечены реконструкция и строительство объектов федеральных образовательных организаций профессионального образования, учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, а также объектов социальной направленности.

В рамках мероприятий по обеспечению условий для развития и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования будут:

разработаны модели оценки качества дошкольного, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, технологии и методики подготовки и проведения процедур контроля и оценки качества образования;

созданы механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей.

В рамках мероприятия по развитию системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных организаций с учетом интеграции требований федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов:

созданы сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;

обеспечены центры необходимыми технологиями и инструментарием;

проведены обучение персонала центров, апробация технологий и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров.

В рамках мероприятия по созданию единой информационной системы сферы образования будет создана единая информационная система, агрегирующая данные о сфере образования, начиная с уровня обучающегося, обеспечено создание и развитие информационных систем, обеспечивающих процессы управления по отдельным направлениям деятельности в сфере контроля, надзора и оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях, оказание соответствующей поддержки развитию таких информационных систем на уровне органов местного самоуправления, а также на уровне образовательных организаций.

В рамках мероприятия по созданию условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных организаций, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ будет оказана на конкурсной основе поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям):

разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ;

внедряющим модели и условия для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных организаций.

Таким образом, в настоящее время (на конец 2014 года) в целом имеются все необходимые предпосылки для того, чтобы основные задачи Программы на 2011 - 2015 годы были решены. Вместе с тем по состоянию на конец 2014 года после вступления в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" наблюдаются достаточно динамичные процессы принятия и введения в действие подзаконных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение правового механизма реализации указанного Федерального закона. В связи с произошедшим и продолжающимся кардинальным изменением законодательства в сфере образования, а также с отсутствием на сегодняшний день достаточно сложившейся для возможного анализа правоприменительной практики следует учитывать необходимость корректировки внедряемых (внедренных) по итогам завершения Программы на 2011 - 2015 годы моделей и механизмов, их изменения и дальнейшего развития с последующей опытной реализацией и широким распространением на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях. Программа позволяет в полной мере учесть сложившуюся ситуацию, обеспечить преемственность с программными мероприятиями Программы на 2011 - 2015 годы и в то же время соответствует новым требованиям и вызовам.

В случае отсутствия после 2015 года Программы как программно-целевого инструмента решения проблемы к началу 2018 года отсутствие новых исследований и разработок, ориентации на развитие новых подходов и методов в образовании, ориентированных на формирование эффективного человеческого потенциала, невозможность предоставления качественного образования и эффективной образовательной среды приведут (в среднесрочной перспективе) к устойчивому снижению качества образования, а также будет наблюдаться дефицит современных технологий и методик обучения на всех уровнях образования. Уже в 2018 году Российская Федерация начнет резко отставать от ведущих мировых держав в части подготовки эффективных и востребованных кадров для экономики страны.