Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 N 1054).

V. Требования к результатам освоения программы бакалавриата

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-10);

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства их развития или устранения (ОК-11).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОПК-2);

владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-3);

готовностью к осознанию социальной значимости своей будущей профессии, владением высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-4);

владением основными положениями, законами и методами естественных наук; способностью на их основе представить адекватную современному уровню знаний научную картину мира (ОПК-5);

готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлекать для их решения соответствующий аппарат (ОПК-6);

способностью получать информацию, анализировать ее, генерировать и использовать новые идеи (ОПК-7);

владением литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке и одном из иностранных языков, навыками публичной речи, способностью создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОПК-8).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

научно-исследовательская деятельность:

способностью использовать базовые знания в области отечественной и всеобщей истории (ПК-1);

способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии (ПК-2);

способностью использовать базовые знания в области источниковедения, историографии и методов исторического исследования (ПК-3);

способностью собирать, понимать, критически анализировать и использовать антропологическую информацию, готовностью к работе в полевых условиях (ПК-4);

владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами) (ПК-5);

готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-6);

готовностью к составлению обзоров, рефератов, аннотаций и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-7);

владением концепциями различных антропологических школ и направлений (ПК-8);

педагогическая деятельность:

готовностью применять знания основ педагогики в преподавательской деятельности (ПК-9);

способностью составлять образовательные программы и учебно-методические материалы, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога (ПК-10);

способностью реализовывать в процессе преподавания такие задачи, как воспитание уважения к истории и традициям народов, приверженности демократическим принципам, толерантности, неприятия ксенофобии и экстремизма (ПК-11);

владением навыками работы с различными источниками антропологической и этнографической информации, методики антропологического и этнологического знания (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью к применению в профессиональной деятельности знаний основ организации и планирования (ПК-13);

владением основными принципами организации и методами проведения полевых антропологических и этнографических работ (ПК-14);

способностью участвовать в проведении мониторингов, этносоциологических опросов (ПК-15);

владением навыками подготовки и проведения конференций, семинаров, тренингов и других мероприятий различного уровня (ПК-16);

способностью работать с базами данных и информационными системами (ПК-17);

экспертно-аналитическая деятельность:

готовностью к работе с информацией для подготовки решений органов государственного управления, местного самоуправления (ПК-18);

готовностью к сбору и обработке информации для обеспечения практической деятельности учреждений науки и культуры, государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров (ПК-19);

культурно-просветительская деятельность:

владением навыками распространения через средства массовой информации сведений о народах, их истории и культуре, этнонациональных традициях, популяризации антропологических и этнологических знаний (ПК-20);

готовностью к участию в проектах, направленных на противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных меньшинств, сохранение культурного наследия (ПК-21).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.