Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 N 1054).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

фундаментальное и прикладное антропологическое и этнологическое научное знание;

этнологическое и антропологическое архивоведение и музееведение;

среднее и высшее образование;

общекультурное просвещение населения по вопросам этнологии и антропологии;

этнотуризм, культурное и природное наследие;

консультирование, экспертная и проектная деятельность в сфере государственного управления и местного самоуправления, в области планирования и реализации политики, направленной на регулирование межэтнических и межконфессиональных процессов, политики в сфере регионального развития;

в работе правоохранительных органов и миграционных служб, государственных и общественных организаций информационного и аналитического профиля, средств массовой информации, служб социального планирования, маркетинга, менеджмента по кадровым вопросам и стратегическому развитию.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

человек и общество в культурном многообразии;

процессы межкультурной коммуникации в условиях глобализации современного мира;

развитие культур мира;

биологическая природа человека в разных культурах;

универсальные эволюционно-биологические аспекты поведения человека (этология человека);

миграционные процессы, современные этнические и этноконфессиональные процессы;

государственная национальная политика, этнонациональные и федеративные отношения;

этнические конфликты, национализм, ксенофобия и экстремизм;

права этнических и религиозных меньшинств;

пол и возраст в различных культурах;

развитие и современные формы власти;

вариативные формы духовной жизни человека;

этика и этикет в разных культурах.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

педагогическая;

научно-исследовательская;

культурно-просветительская;

организационно-управленческая;

экспертно-аналитическая.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

профессиональная деятельность в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой в научных учреждениях, на предприятиях, в организациях, государственных органах на должностях, требующих базового высшего антропологического и этнологического образования;

использование навыков работы в архивах и музеях, библиотеках;

поиск необходимой информации в библиотечных и иных каталогах, в сетевых ресурсах;

применение уже имеющихся знаний и навыков, профессиональный сбор и аналитическая обработка информации, необходимой для решения стоящих перед ним профессиональных проблем (прежде всего, в условиях полевой работы);

поиск путей и способов прикладного применения полученных знаний и навыков в соответствии с требованиями, определенными работодателями;

письменное и устное изложение результатов проделанной работы на высоком профессиональном уровне, доходчивое и ясное, в том числе на иностранном языке;

подготовка аналитических обзоров, аннотаций, библиографии, рефератов по тематике проводимых исследований;

участие в студенческой научно-исследовательской деятельности;

педагогическая деятельность:

профессиональное преподавание в средних учебных заведениях - разработка и написание образовательных программ, программных документов и учебно-методических материалов, содержание которых определяется областью и объектами профессиональной деятельности антрополога и этнолога;

практическое использование знаний в области педагогики в преподавании курсов антропологии и этнологии в средних учебных заведениях;

реализация в процессе преподавания таких задач, как воспитание приверженности демократическим принципам, патриотизма, уважения к культуре народов нашей страны и мира, толерантности, неприятия этнической и религиозной нетерпимости, экстремизма;

организационно-управленческая деятельность:

применение в профессиональной деятельности основ организации и планирования;

организация полевых антропологических и этнографических работ;

участие в проведении мониторингов, этносоциологических опросов;

подготовка конференций, семинаров и других мероприятий различного уровня;

сбор и подготовка информации для принятия решений, участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления;

работа с базами данных и информационными системами;

экспертно-аналитическая деятельность:

сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, учреждений и организаций сферы науки и культуры;

информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информации, аналитических центров;

культурно-просветительская деятельность:

участие в проектах, направленных на сохранение культурного наследия, противодействие ксенофобии и экстремизму, защиту прав национальных и религиозных меньшинств;

распространение через средства массовой информации сведений о народах, этнонациональных традициях;

популяризация антропологических и этнологических знаний.