Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.10. Требования охраны труда при сварочных работах

2.10.1. При выполнении сварочных работ необходимо выполнять требования Правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ [84], Межотраслевых правил по охране труда при производстве ацетилена, кислорода, процесса напыления и газопламенной обработке металлов [85], ГОСТ Р 12.1.019 [86], ГОСТ 12.1.030 [87], Правил противопожарного режима в Российской Федерации [48], Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте [49].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)

(см. текст в предыдущей редакции)

Эксплуатация, транспортирование и хранение баллонов со сжатыми газами должна соответствовать требованиям Правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением [88].

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 25.11.2015 N 2757р)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.10.2. Сварочные работы необходимо производить на закрытом для движения поездов участке железнодорожного пути.

2.10.3. Работники, допускаемые к эксплуатации электросварочных машин, агрегатов и установок, должны иметь группу по электробезопасности не ниже II. Подключать электросварочные машины, агрегаты и установки к электросети допускается электротехнологическому персоналу с группой по электробезопасности не ниже III, которому предоставлены права оперативно-ремонтного персонала на закрепленном за этим персоналом оборудовании.

2.10.4. При выполнении сварочных работ сварщики и работники, производящие с ними работы, должны быть в спецодежде, спецобуви, применять другие средства индивидуальной защиты и предохранительные приспособления (защитные очки, щитки) в зависимости от вида сварки и условий ее применения.

2.10.5. Не допускается производить сварочные работы вблизи легковоспламеняющихся и огнеопасных материалов, а также на расстоянии менее 5 м от свежеокрашенных мест. При нахождении вагонов на железнодорожных путях, загрязненных нефтепродуктами, запрещается проводить сварочные работы.

2.10.6. Не допускается хранить на сварочном участке керосин, бензин и другие легковоспламеняющиеся материалы.

2.10.7. Сварочные провода от источника тока до рабочего места сварщика должны быть защищены от механических повреждений. Сварочные провода при троллейной проводке должны подвешиваться на высоте, обеспечивающей безопасность работников, а при наземной прокладке - пропускаться под рельсами в промежутках между шпалами.

2.10.8. Во время дождя, тумана, снега сварочные работы должны производиться под навесами или прикрытиями, обеспечивающими безопасность работ.

Не допускается проведение сварочных работ на путях перегонов и станций во время тумана, дождя, снегопада, а также в темное время суток без специального освещения.

Навесы, прикрытия, переносные щиты, ширмы, шторы, применяемые при выполнении сварочных работ, должны быть изготовлены из несгораемых материалов.

2.10.9. Производство сварочных работ на емкостях, находящихся под давлением, не допускается.

2.10.10. Корпус стационарной или передвижной сварочной машины или трансформатора, а также свариваемая деталь должны быть надежно заземлены во все время выполнения сварочных работ.

2.10.11. Наличие жирных или масляных пятен на газосварочном оборудовании и инструменте не допускается. Замерзшие газогенераторы и редукторы должны отогреваться в теплом помещении или горячей водой. Применять для отогревания открытое пламя не допускается.

2.10.12. Не допускаются ремонт и очистка сварочных машин и другого электрооборудования, находящегося под напряжением.

2.10.13. При обработке сварных швов должен применяться исправный абразивный инструмент. Запрещается устанавливать на шлифовальные станки (машины) для абразивной обработки абразивные и эльборовые шлифовальные круги, не имеющие отметок об испытании на механическую прочность, с просроченным сроком хранения, издающие при простукивании дребезжащий звук, а также сработанные круги и круги с обнаруженными на них трещинами, выбоинами или с отслаиванием эльборосодержащего слоя.

2.10.14. При контактно-стыковой сварке рельсов необходимо обеспечивать следующие требования безопасности:

корпус рельсосварочной машины должен быть надежно заземлен;

для присоединения заземляющего провода к корпусу машины должен использоваться болт с надписью или условным обозначением "Земля" или металлическая шинка, приваренная на видном месте, надежность их крепления должна проверяться сварщиком в начале рабочей смены;

запрещается последовательное включение в заземляющий проводниковый контур нескольких заземляемых машин с электроприводом;

один полюс сварочной цепи в машинах для контактной сварки должен быть электрически соединен с корпусом машины, а корпус заземлен;

сварочные машины должны быть оборудованы защитными экранами для предохранения обслуживающего персонала от брызг расплавленного металла в процессе оплавления рельсов;

переключение ступеней сварочного трансформатора стыковой машины должно производиться только при отключенном контакторе сварочного тока;

не допускается касание руками стыкуемых рельсов во время зажатия их в губках сварочной машины.

2.10.15. При электродуговой сварке необходимо обеспечить следующие требования безопасности:

корпус любого источника питания сварочной дуги - сварочного трансформатора, выпрямителя, преобразователя и других - необходимо надежно заземлять;

установка для ручной сварки должна быть оборудована отключающим аппаратом в цепи присоединения источника сварочного тока к распределительной сети и указателем величины сварочного тока;

установка для автоматической и полуавтоматической сварки должна быть снабжена устройством для присоединения источника тока к сети, а также приборами для измерения основных электрических величин, характеризующих режим сварки;

сварочные провода должны иметь неповрежденную изоляцию, должны соединяться сваркой, пайкой или с помощью соединительных муфт с изолирующей оболочкой;

места соединений проводов должны быть изолированы;

запрещается использование в качестве обратного провода сети заземления металлические конструкции зданий, сооружений и другого технологического оборудования;

электрододержатели для ручной сварки должны обеспечивать надежное зажатие электродов, запрещается применять самодельные электрододержатели;

применяемые при дуговой электросварке индивидуальные средства защиты - щитки и маски должны быть исправными, а оптическая плотность защитных светофильтров должна подбираться в зависимости от мощности сварочной дуги.

2.10.16. При газосварочных работах необходимо обеспечивать следующие требования безопасности:

шланги с кислородом должны быть расположены от электропроводки электросварочных машин на расстоянии не менее 0,5 м, а шланги с ацетиленом и другими горючими газами и материалами - на расстоянии не менее 1 м;

запрещается эксплуатировать баллоны, у которых истек срок периодического освидетельствования, с просроченным или неизвестным сроком гидравлического испытания, а также при отсутствии клейм в установленном месте, с неисправными вентилями, сорванной резьбой на штуцерах, без башмаков, с механическими повреждениями (трещины, вмятины), при несоответствии окраски и надписи, предусмотренных действующими правилами;

перевозка наполненных газом баллонов по фронту работ должна производиться специальными ручными тележками, носилками;

не допускается совместная перевозка баллонов с кислородом и сосудов с горючими веществами. Баллоны с различными газами необходимо перевозить раздельно. Во время перевозки баллоны должны быть защищены от действия солнечных лучей и не должны подвергаться загрязнению;

в летнее время баллоны с газом должны быть защищены от воздействия прямых солнечных лучей;

манометры на баллонах должны быть исправны и иметь клеймо о поверке;

от места производства огневых работ, источников открытого огня и сильно нагретых предметов баллоны с горючим газом и кислородом должны устанавливаться на расстоянии не менее 10 м, баллоны между собой - на расстоянии не менее 5 м.

2.10.17. При сварочно-наплавочных работах необходимо обеспечивать следующие требования безопасности:

работы по электродуговой наплавке изношенных крестовин стрелочных переводов, упрочнению крестовин методом поверхностного науглероживания, наплавке изношенных рельсовых концов, приварке рельсовых стыковых соединителей должны производиться с соблюдением соответствующих требований инструктивных материалов к сварочно-наплавочным работам в путевом хозяйстве;

корпус каждого сварочного преобразователя или трансформатора на передвижной электростанции, корпус прицепного сварочного агрегата должен быть надежно заземлен перед началом работ путем забивки в землю металлического стержня длиной 1 м с соединительным проводом, входящих в комплект сварочного оборудования и оснастки, на расстоянии не ближе 2 м от крайнего к обочине рельса. Дополнительно к заземлителю допускается оборудование электростанции устройством защитного отключения;

корпус сварочного агрегата, установленного на дрезине или путевой машине, должен быть соединен с рамой дрезины и заземлен на рельс, на котором производится работа;

каждый шлифовальный станок и другой применяемый переносной инструмент с электроприводом должен заземляться отдельным проводом от корпуса электродвигателя к вбитому металлическому стержню или через четвертый провод четырехжильного шлангового провода;

подготовленные к работе сварочные агрегаты, станки, технологическое и транспортное оборудование должны быть размещены и закреплены так, чтобы не нарушался габарит железнодорожного подвижного состава;

сварочные провода по всей длине должны иметь исправную изоляцию. Места соединений сварочных проводов должны быть надежно изолированы и помещены в резиновые трубки;

крепление обратного провода сварочной цепи должно производиться непосредственно к подошве рельса или крестовине, на которых должна вестись электродуговая наплавка или сварка. Конструкция винтового или пружинного зажима обратного провода к изделию должна обеспечивать надежный электрический контакт и исключать возможность искрения и прижога металла рельса при включенном токе в сварочной цепи. Запрещается присоединять обратный провод через стык рельсов и использовать в качестве обратного провода рельс. Соединение между собой отдельных элементов, используемых в качестве обратного провода, должно выполняться сваркой, струбциной или зажимом.

2.10.18. При выполнении работ по сварке рельсов рельсосварочной машиной (далее - ПРСМ) и алюминотермитной сварке должны обеспечиваться следующие требования безопасности:

перед началом работ корпуса всех механизмов с электроприводом необходимо заземлять на металлическую раму ПРСМ;

перед началом работы тормозные устройства ПРСМ должны быть приведены в действие;

машинист ПРСМ должен находиться в кабине машины и не участвовать в работах, выполняемых сварочной бригадой;

шланговые провода исполнительного электроинструмента должны подключаться к источнику питания через штекерные разъединители и при снятом напряжении;

при восстановлении рельсовой плети с частичным ее раскреплением после сварки последнего замыкающего стыка и укладке изогнутой части плети на подкладки запрещается кому-либо приближаться со стороны вогнутого участка плети на расстояние менее 1 м;

после окончания восстановительных работ уборка исполнительного электроинструмента и заземляющих средств должна производиться только после снятия напряжения с источника энергопитания машины.

2.10.19. Работы по алюминотермитной сварке рельсов должны производиться при температуре воздуха, указанной в технических условий по алюминотермитной сварке рельсов, объединенной бригадой, в состав которой входит бригада монтеров пути из 3 - 5 человек, в зависимости от объемов работ, руководимая дорожным мастером, и группа специалистов-сварщиков термитной сварки в составе не менее 3 человек.

2.10.20. Термит, термитные спички, тигель формы должны храниться в сухом запирающемся помещении и выдаваться перед началом работы бригадиру сварщиков под расписку.

Транспортирование и хранение термита, термитных спичек должны осуществляться с соблюдением Требований пожарной безопасности при транспортировании, хранении и применении термита для сварки рельсов [89].

2.10.21. Складирование термита, форм, газового и технологического оборудования должно производиться на расстоянии не ближе пяти метров от места проведения работ.

2.10.22. Установку тигля, заправленного порцией термита, над полостью формы должны выполнять двое работников плавно, без ударов.

2.10.23. Во время и после предварительного нагрева рельсового стыка, при установке тигель-формы, при прохождении сплава в рельсовый стык, остывании стыка нахождение работников в высокотемпературной зоне не допускается. Обрубка грата гратоснимателем, обработка стыков шлифовальной машиной должны выполняться путевой бригадой в термостойкой спецодежде, защитных очках под наблюдением сварщика.

Во время и после подогрева рельсового стыка запрещается касаться полуформ и восстанавливать их обмазку.

2.10.24. Для тушения горячих продуктов реакции (термитной смеси) необходимо применять порошковые огнетушители (ОП-50М, ОП-100, ОП-10). Для тушения небольших по площади очагов пожара (до 0,1 м2) допускается применять только сухой песок или глинозем. Производить тушение горячих продуктов реакции водой, углекислотным огнетушителем, мокрым песком или глиной и другими водосодержащими средствами запрещается.