См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Внутренний водный транспорт

Перевозки грузов. Внутренним водным транспортом перевозится около 95% строительных материалов (щебень, гравий, песок), около 5% наливных грузов.

По итогам навигации 2012 года объем перевозок внутренним водным транспортом России достиг 140,5 млн. тонн, что на 9,9% больше, чем в 2011 году. Положительную динамику речным перевозкам в 2011 и в 2012 году обеспечили в основном строительные грузы.

В 2013 году перевозки грузов внутренним водным транспортом ожидаются в объеме 141,8 млн. тонн (100,9% к уровню 2012 г.), грузооборот 81,5 млрд. т-км (100,9% к уровню 2012 года).

Рост перевозок и грузооборота прежде всего связан с изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому), а также благодаря росту объемов производства в строительном секторе, строительству и модернизации дорожной инфраструктуры, возрос спрос на перевозки речным транспортом гравия, щебня и песка.

В настоящее время многие речные порты Российской Федерации имеют лицензии на русловые и береговые карьеры по добыче нерудно-строительных материалов, что создает условия для перевозки щебня, песка, гравия речным флотом, особенно на прилегающие к портам стройки.

По экспертным оценкам, в ближайшие годы достаточно высокие темпы роста показателей работы внутреннего водного транспорта сохранятся благодаря дальнейшему развитию строительной отрасли и увеличению масштабов дорожного строительства, в том числе строительству и реконструкции спортивных объектов для проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу в России.

В среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов внутренним водным транспортом. В 2016 году они могут составить 148,7 млн. тонн (105,3% к уровню 2012 г.), а грузооборот - 86,5 млрд. т-км (107% к уровню 2012 года). Тогда как при благоприятной ситуации в экономике перевозка грузов будет больше на 1,9 млн. тонн (107,9% к 2012 г.), а грузооборот - на 1,7 млрд. т-км (109,1 к 2012 году).

Перевозка пассажиров. Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2012 год составил 0,63 млн. пасс.-км, что на 8,2% меньше уровня предыдущего года.

По итогам 2013 года ожидается продолжение падения пассажирооборота до 0,6 млн. пасс.-км (95,2% к 2012 году).

Продолжение спада пассажирооборота объясняется плохим состоянием речного флота, соответственно, низким уровнем безопасности и, как следствие, недоверием населения к данному виду услуги.

С учетом прогнозируемых темпов роста реально располагаемых доходов населения, в среднесрочной перспективе ожидается дальнейшее падение пассажирооборота на внутреннем водном транспорте. Так, в 2016 году он может составить 0,61 млрд. пасс.-км (97,1% к уровню 2012 года) или 0,62 млрд. пасс.-км (98,1% к 2012 г.) в случае ускоренного темпа роста экономики.

Необходимо отметить, что начиная с 2014 г. ожидается небольшой рост пассажирооборота, что объясняется принимаемыми в настоящее время мерами по обновлению речного круизного флота - модернизации устаревшего флота и строительству новых пассажирских судов.

Вместе с тем на внутреннем водном транспорте существует ряд факторов, значительно сдерживающих его развитие, таких как строительство мостов, отмена паромных переправ, низкая конкурентоспособность круизного судоходства и высокая стоимость речных пассажирских перевозок.

Рост перевозок пассажиров речным транспортом возможен на туристических линиях при условии модернизации пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности и безопасности, а также строительстве современных речных круизных судов.

Инвестиции. Состояние внутренних водных путей и судоходных гидросооружений ограничивает использование грузоподъемности флота. Единая глубоководная система европейской части Российской Федерации имеет глубину 4 м, за исключением участков Городецкого гидроузла (54 км) и Кочетовского гидроузла (107 км), где глубина составляет 3,3 - 3,5 м. Эти участки ограничивают использование водной части международного транспортного коридора "Север - Юг" и приводят к недоиспользованию грузоподъемности крупнотоннажного флота (до 16,5%).

На внутреннем водном транспорте инвестиции в 2012 году составили 17 млрд. рублей (80,4% к уровню 2011 г., но 142,4% к уровню 2010 г.), в том числе из федерального бюджета - 11 млрд. рублей (120,1% к уровню 2011 года).

В 2013 году инвестиции составят 16 млрд. рублей (в том числе из федерального бюджета 10 млрд. рублей).

При сохранении текущих макроэкономических тенденций, темпов роста ИПП, объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2016 году 23 млрд. рублей.

Исходя из приоритетов поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей и обеспечения безопасных условий судоходства, прогнозируемо низкий уровень финансирования может негативно повлиять на пополнение транспортного речного флота.

В среднесрочной перспективе будут реализовываться такие комплексные проекты, как: реализация проектов реконструкции канала им. Москвы; Волго-Балтийского водного пути; Волго-Донского судоходного канала; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, а также строительство второй нитки Нижне-Свирского гидроузла; комплексная реконструкция гидротехнических сооружений и внутренних водных путей Сибири и Дальнего Востока; пополнение транспортного речного флота; модернизация пассажирских судов на повышенный класс комфортабельности.