См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Морской транспорт

Производственная деятельность портов. В 2012 году объем перевалки грузов в морских торговых портах России составил 567,1 млн. тонн (105,9% к уровню 2011 г.), в том числе сухих грузов - 251,8 млн. тонн (107,3%), наливных грузов - 315,3 млн. тонн (104,7%), нефти - 198,4 млн. тонн (102,6%), нефтепродуктов - 114,1 млн. тонн (108,%). Экспортных грузов перегружено в 2012 году 447,7 млн. тонн, что на 9,3% больше уровня 2011 года, объем перевалки импортных грузов составил

47,5 млн. тонн (106,3% к уровню 2011 г.), транзитных - 40,2 млн. тонн (81,6%), каботажных - 31,8 млн. тонн (99,1%).

За 2012 год перевалка грузов в контейнерах составила 42,7 млн. тонн и выросла по сравнению с 2011 годом на 8,3 процента.

Рост объема перевалки сухогрузов обусловлен увеличением перевалки угля на 13,9%, грузов в контейнерах на 8,3%, черных металлов на 4,8%, зерна на 23,3%, грузов на паромах на 6,1% и цветных металлов на 1,9%. В то же время сократились объемы перевалки минеральных удобрений на 17%, руды на 9,5%, лесных грузов на 4,1% и металлолома на 3,2 процента.

Объем перевалки грузов в морских портах России за первое полугодие 2013 г. составил 284,1 млн. тонн, что на 4,7% больше, чем за аналогичный период 2012 года. Из общего объема перевалки сухогрузы составили 119 млн. тонн (снижение на 2,3%), наливные грузы - 165 млн. тонн (увеличение на 10,3%).

Перевозки грузов. Морским транспортом Российской Федерации перевозится всего 1% общего объема перевезенных грузов, при этом коммерческий грузооборот - менее 2% общего объема коммерческого грузооборота. Российскими судами главным образом перевозятся наливные грузы, металлы и уголь - 15 процентов.

Перевозки грузов морским транспортом в 2012 году составили 18,4 млн. тонн, или 54,1% к уровню 2011 года, коммерческий грузооборот - 45,3 млрд. т-кт или 58,6% к уровню 2012 года.

Объем перевозок морским транспортом, с учетом прогнозируемого снижения тоннажа морского флота, уменьшится в 2013 году на 3% против уровня 2012 года и составит 17,8 млн. тонн. Грузооборот также снизится на 3% против уровня 2012 года и составит 43,9 млрд. т-км.

Столь резкое падение показателей вызвано, прежде всего, изменением методологии сбора статистической информации (перевозка на судах класса "река-море" теперь относится к внутреннему водному транспорту, а не морскому).

На сокращение показателей работы морского транспорта также оказывают влияние следующие факторы: неблагоприятная конъюнктура мирового рынка, уменьшение физических объемов экспортных грузов, снижение количества договоров на перевозку грузов судами под флагом Российской Федерации, передача судов под иностранный флаг и рост перевозок судами под "удобным флагом" российских судоходных компаний.

Структура перевозок отечественных грузов и, соответственно, структура морского транспортного флота в ближайшие годы не изменится.

Перевозки морским транспортом в значительной степени ориентированы на внешний рынок (экспортно-импортные поставки), поэтому его показатели деятельности очень чувствительны к изменениям конъюнктуры мирового фрахтового рынка и мировой экономики в целом.

Помимо внешних факторов морской транспорт находится в существенной зависимости от эффективности российской портовой инфраструктуры, а также эффективности коммерческого флота, зарегистрированного под флагом Российской Федерации.

В ближайшей перспективе ожидается постепенное увеличение объема перевозок грузов морским флотом, что обусловлено реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства в рамках принятия Федерального закона от 07 ноября 2011 N 305-ФЗ, строительством новых судов и регистрацией судов в Российском международном реестре судов.

С учетом прогнозируемых темпов роста внутреннего валового продукта в среднесрочной перспективе прогнозируется рост перевозок грузов морским транспортом, при котором в 2016 году они достигнут 18,5 млн. тонн (100,6% к уровню 2012 г.), а грузооборот 45,9 млрд. т-км (101,3% к уровню 2012 года). Вместе с тем в случае ускоренного роста экономики объем коммерческих перевозок грузов будет больше на 0,1 млн. тонн (101,5% к 2012 г.), а грузооборота - на 0,4 млрд. пасс.-км (102,1 к 2012 году).

К позитивным факторам развития морского транспорта России можно отнести реализацию инновационной программы крупнейшей российской судоходной компании ОАО "Совкомфлот", в рамках которой планируется: разработка и освоение Арктических маршрутов транспортировки углеводородов в Китай, Японию и Юго-Восточную Азию, внедрение инновационных технологических решений по организации круглогодичного обслуживания нефти и газодобывающих компаний на шельфовых месторождениях Арктических морей, поэтапную замену танкерного флота компании энергоэффективными и экологически безопасными судами нового поколения, переход на качественно новый уровень подготовки экипажей судов с применением инновационных средств обеспечения и профессионального отбора специалистов.

Дальнейшее развитие портовых мощностей также будет способствовать повышению независимости транспортного обеспечения внешней торговли от услуг иностранных морских портов.

За счет роста перевалки нефти, зерна и угля объем перевалки грузов в морских портах России к 2015 году может составить 700 млн. тонн (130,7% к уровню 2011 года).

Инвестиции. Повышение эффективности коммерческого флота требует значительных инвестиций, поэтому темпы его обновления будут определяться прежде всего возможностями российского судостроения, а также доступностью заемных финансовых ресурсов на российском рынке.

На морском транспорте инвестиции в 2012 году составили 38 млрд. рублей (92,3% к уровню 2011 года). Инвестиции за счет внебюджетных средств остались на уровне 2011 года. Снижение общего объема инвестиций произошло в основном за счет инвестиций из федерального бюджета, которые сократились на 54 процента.

При сохранении нынешней тенденции в экономике, темпов роста ВВП объем инвестиций за счет всех источников финансирования может достичь к 2016 году 101 млрд. рублей (29 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета), при ожидаемом уровне 2013 года в размере 84 млрд. рублей (30 млрд. рублей - за счет федерального бюджета).

Вместе с тем, в случае ускоренного темпа роста экономики, уровень финансирования может достичь в 2016 году отметки 106 млрд. рублей (30 млрд. рублей - за счет средств федерального бюджета).

Разница между прогнозируемыми уровнями 2016 года может повлиять на реализацию проектов, связанных со строительством скоростных пассажирских судов (морское такси), автопассажирских паромов, которые станут невозможными в случае замедления темпов развития экономики страны, исходя из приоритетов развития портовой инфраструктуры.

Технологическая оснащенность российских торговых портов не обеспечивает необходимый объем перевалки внешнеторговых и транзитных грузов, в результате часть российских внешнеторговых грузов, перевозимых с использованием морского транспорта, следует через иностранные порты.

Недостаточное развитие морских портов, в том числе ориентированных на экспорт угольных и зерновых терминалов, а также ориентированных на импорт портовых мощностей для перевалки контейнеров и накатных грузов, остается одной из приоритетных проблем. В рамках сложившихся тенденций проблема будет решаться в основном за счет частных инвестиций.

При этом необходимо отметить, что ввод производственных мощностей в морских портах составил в 2012 году 72,5 млн. тонн, что является максимальным значением за последние годы (2011 г. - 29,3 млн. тонн).

В среднесрочной перспективе будут реализовываться комплексные проекты: развитие морского торгового порта Усть-Луга; строительство морского порта в районе пос. Сабетта; строительство нового морского порта в г. Беломорске, Архангельская область; строительство линейных дизельных ледоколов; строительство скоростных пассажирских судов (морское такси); строительство автопассажирских паромов; строительство парома для линии Усть-Луга - Балтийск. Будет завершено строительство морского порта Сочи с береговой инфраструктурой с целью создания международного центра морских пассажирских и круизных перевозок.